Как все запутано
Жизнь полна превратностей. Но нам словно мало этого, мы добавляем к ним волнение ума. Небольшое исследование внутренних лабиринтов.
Транспорт, работа, дети, семейная жизнь, уборка, покупки, кухня, оплата счетов, развлечения… нам некогда вздохнуть. И как будто этого недостаточно, вдобавок мы склонны следовать известной философии: «Зачем просто, если можно сложно?» Неприятности начинаются с пробуждения. Мы не можем решить, что съесть на завтрак, теряем четверть часа, роясь в поисках подходящей одежды в неразобранных шкафах, и выбегаем из квартиры, понимая, что на дорогу не хватает времени. К моменту, когда мы входим в свой офис, единственное, чего у нас вдоволь, это стресс.
Мы хотели бы питаться здоровой пищей, но нам не нравится тратить время на кухне: ведь лучше провести его вместе с детьми! И вот мы часами бродим по супермаркету, проверяя, не содержатся ли в замороженных блюдах вредные красители, а дети, с которыми мы мечтали общаться, хнычут между полками и пытаются нагрузить тележку самыми неэкологичными продуктами. Что получается в итоге? Нервный срыв, злость, усталость. Что касается отношений, нами движет чувство долга с примесью вины: мы стараемся быть одновременно заботливыми родителями, хорошими дочерьми (или сыновьями) для стареющих отцов и матерей, незаменимыми сотрудниками, внимательными супругами, преданными друзьями. И если мы терпим неудачу, пытаясь сочетать эти нелегкие роли, то готовы опустить руки: «Это для меня слишком, я больше не могу!»
У каждого свои хитрости
Чтобы переключиться и восстановить ясность рассудка, у всех есть приемы, более или менее удачные. «Когда мне нужно в чем-то разобраться, я делаю генеральную уборку», – заявляет 47-летняя Степанида. Но то, что годится одному, другому может и не подойти. «Я просто не могу ничего выкинуть. Вещи накапливаются, так же как и проблемы», – признается 38-летняя София. Спрос рождает предложение, появилась даже новая профессия – лайфкоучинг во всех его разновидностях и вариантах: управление временем, мыслями и т.д. Многочисленные коучи готовы научить, как не падать духом и достигать желанного результата.
С этой целью консультант по вопросам личной эффективности Дэвид Аллен (David Allen) изобрел в 2001 году технику внутренней генеральной уборки, чтобы все рассортировать и упростить действия: метод «Как привести дела в порядок» (Getting Things Done, или, сокращенно, GTD). Инструкция проста: записывать на внешних носителях – тетрадь, блокнот, стикеры – длинный список вещей, которые мы должны и хотим сделать (заплатить по счетам, позвонить маме, съездить в Коломну…), чтобы взглянуть на них со стороны.
А у российского специалиста по продуктивности Максима Дорофеева есть на этот счет своя теория. Он придумал термин «мыслетопливо» (ресурс, который мы используем для решения задач и самоконтроля) и призывает беречь его, делая мышление более экономичным