Интервью с Евгением Цыгановым о театре, музыке и нынешнем состоянии нашего кино

СНОБРепортаж

Евгений Цыганов: «Главная награда — иметь возможность делать то, что хочется»

Текст: Дмитрий А. Быков

Зимой на экраны выйдет новая экранизация «Мастера и Маргариты» — масштабный проект, один лишь миллиардный бюджет которого обещает настоящий блокбастер. «Сноб» поговорил с Мастером — интервью с Евгением Цыгановым о театре, музыке и нынешнем состоянии нашего кино вышло прямым и откровенным. Ведь, как считал один из героев романа Булгакова, «правду говорить легко и приятно».

Женя, давай сразу о главном. Грядет грандиозная премьера — «Мастер и Маргарита». Каково это — играть в фильме с бюджетом 1,2 млрд рублей? Это ведь больше, чем у фильма «Вызов», где, вообще-то, люди в космос летали.

Не думаю, что в объявленный бюджет фильма «Вызов» включили запуск ракеты. Это все-таки отдельная история. Хотя я не самый компетентный специалист в вопросе кинобюджетов, но понимаю, что есть обстоятельства времени. В связи с санкциями графика для фильмов подорожала на 75–100%, многие специалисты разъехались. И, как известно, миллиард рублей сейчас — это 10 миллионов долларов. Даже в нашей стране снимались блокбастеры и подороже. А в мире... Одна только рекламная кампания фильма «Барби» — 150 миллионов долларов. Другое дело, что они могут позволить себе мировой прокат, а мы нет, хотя изначально на это был расчет, насколько я понимаю. Все-таки «Мастер и Маргарита» — мировой бестселлер.

Ты хочешь сказать, что, учитывая все обстоятельства, курс доллара и так далее — это просто наша новая реальность, где качественно снятый российский фильм не может стоить дешевле миллиарда?

Это серьезный исторический блокбастер, который предполагает большое количество костюмов, декораций, массовки, компьютерной графики и прочего. Проект готовился долго и скрупулезно. И потом «Мастер и Маргарита» для тех, кто берется за этот материал, всегда немного вызов. Мне изначально было понятно, что не все будет просто и гладко. Но когда в процессе подготовки поменялся режиссер и сниматься позвали меня, я себе сказал: «Женя, рассчитывать на какой-то безусловный результат особо не стоит, но отказываться нельзя».

А почему ты так подумал?

Потому что у этого материала особая судьба. И на моей памяти не было случая удачной, на мой взгляд, постановки. Кроме известного спектакля в «Театре на Таганке», на который ломилось пол-Москвы, но я его не видел, поэтому не могу судить, насколько он был хорош.

Почему же ты все-таки согласился сниматься?

Обстоятельства так сложились. На момент съемок у меня планировался другой проект, но он так и не был запущен в производство, и это выяснилось в тот день, когда мне предложили роль Мастера. И потом я знал, что на роль Маргариты изначально утверждена моя жена (актриса Юлия Снигирь. — Прим. ред.), и увидел в этом определенный знак. А перед этим я работал над сценарием о писателе, жизнь которого пересекается с сюжетом его же романа. И удивительным образом это совпало с замыслом Миши Локшина (режиссера) и Романа Кантора (сценариста). А надо сказать, наш фильм — это не просто экранизация романа, но и во многом фантазия на тему обстоятельств, в которых этот роман рождался.

Ты сказал, что на твоей памяти не было хороших экранизаций и постановок «Мастера и Маргариты». Но вот удивительно: эту книгу бесконечно ставят и экранизируют. В чем ее привлекательность, как думаешь?

Я сказал, что «не было удачной постановки, на мой взгляд». При этом сериал Бортко, насколько я знаю, пользовался и пользуется популярностью. Я только что записывал аудиогид для музея Булгакова, «нехорошей квартиры» на Большой Садовой. Той самой, в которой он жил три года, в которую постоянно совершаются паломничества. И девушки, которые работают в этом музее, говорят: черт знает, чем он так притягателен, но поток людей не иссякает, они ломятся и днем, и ночью, они хотят оказаться в квартире, где кот ходил. Такой вот магический эффект от романа, который не то чтобы был закончен автором.

И все же для многих людей в нашей стране эта книжка становилась каким-то мощным этапом взросления.

Притом что книга долгие годы была под запретом. Это как у Довлатова было: «Как можно не читать Достоевского?!» — «Ну Пушкин же не читал!» Я помню тот момент, когда в 1980-е стали друг другу передавать перепечатанные самиздатовские экземпляры «Мастера и Маргариты». А до этого книга была недоступна здесь целым поколениям.

А у тебя лично какие отношения с этим романом? Я вот рано его прочитал, ничего не понял, но очень понравилось. И только сейчас пытаюсь как-то догнать.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Зал ожиданий Зал ожиданий

Для психического здоровья фитнес даже полезнее, чем для физического

VOICE
Водочный король: история Петра Арсеньевича Смирнова Водочный король: история Петра Арсеньевича Смирнова

Как крепостной крестьянин стал одним из самых богатых людей Российской империи

Maxim
Крадущийся тигр, возбудившийся дракон Крадущийся тигр, возбудившийся дракон

Рассказываем, какую роль играет секс в Японии и Китае

СНОБ
«Современные фильмы страшно захламлены без всякого смысла» «Современные фильмы страшно захламлены без всякого смысла»

Елена Жукова о том, где и как живут герои в российском кино

Weekend
День любви День любви

Реальная история святого Валентина, не имевшая отношения к романтике

Дилетант
Роковая пощечина Берии: почему советская актриса Евгения Гаркуша ушла из жизни в 33 года Роковая пощечина Берии: почему советская актриса Евгения Гаркуша ушла из жизни в 33 года

Смерть актрисы Евгении Гаркуши загадочна

VOICE
Формула любви Александра Абдулова Формула любви Александра Абдулова

«Герой должен умереть молодым» — старая японская пословица. Он жил всего 54 года

Коллекция. Караван историй
Место силы Место силы

Однокомнатная квартира с вдохновляющим и наполняющим силами интерьером

Идеи Вашего Дома
Пить русское вино: выносимая легкость и яркость вкуса Пить русское вино: выносимая легкость и яркость вкуса

Российское виноделие идет в рост, но до появления развитой индустрии пока далеко

Монокль
Современные «Отцы и дети»: психологический разбор героев нового российского сериала «Цикады» Современные «Отцы и дети»: психологический разбор героев нового российского сериала «Цикады»

На что могут повлиять детско-родительские отношения? Разбираем на «Цикадах»

Psychologies
Цветок по имени Настя Цветок по имени Настя

Об эмоциональном выгорании родителей, ухаживающих за неизлечимо больным ребенком

СНОБ
Очень нужный сервис: зачем в СССР звонили по номеру 06 Очень нужный сервис: зачем в СССР звонили по номеру 06

Для чего существовал номер 06 в СССР? Давайте вспоминать!

ТехИнсайдер
3 серьезных минуса блестящего маникюра с втиркой — самого модного нейл-дизайна последних лет 3 серьезных минуса блестящего маникюра с втиркой — самого модного нейл-дизайна последних лет

Что не так с блестящим маникюром с втиркой?

VOICE
Традиции русской мысли о развитии и пространстве Традиции русской мысли о развитии и пространстве

Почему для российской урбанистики важно понимать, что есть живое

Монокль
Регина Тодоренко: «Не нужно бояться менять свою жизнь к лучшему!» Регина Тодоренко: «Не нужно бояться менять свою жизнь к лучшему!»

Регина Тодоренко считает, что каждый – творец собственной жизни

Добрые советы
Почему компьютер постоянно перегревается? 7 способов охладить устройство Почему компьютер постоянно перегревается? 7 способов охладить устройство

Есть ли способы охладить лэптоп?

ТехИнсайдер
ANNA ASTI: «Я не привыкла к наградам» ANNA ASTI: «Я не привыкла к наградам»

ANNA ASTI о выборе песни для своего репертуара, собаках и главном в шоу-бизнесе

ЖАРА Magazine
И снова здравствуйте И снова здравствуйте

Как перестать стесняться своего тела и фантазий и начать получать удовольствие

Добрые советы
Елена Цыплакова: «Моя Зося из «Школьного вальса» стала для некоторых зрительниц примером» Елена Цыплакова: «Моя Зося из «Школьного вальса» стала для некоторых зрительниц примером»

В театре про меня сказали: «Наглая! Все киношники наглые»

Караван историй
Елена Морозова: «Тогда Паша Каплевич сказал Виктюку: «Бери, она точно твоя» Елена Морозова: «Тогда Паша Каплевич сказал Виктюку: «Бери, она точно твоя»

Ведь, задабривая меня, папа объяснял: искусство не терпит фальши

Коллекция. Караван историй
«Плохая девочка», Пугачева под фонк и новый пик Лолиты: как ремейки захватили чарты «Плохая девочка», Пугачева под фонк и новый пик Лолиты: как ремейки захватили чарты

Почему все вдруг пошли делать и слушать ремейки старых песен

Правила жизни
Приходят с холодами Приходят с холодами

9 болезней, которые зимой неожиданно обостряются

Лиза
Информационная война Информационная война

В Древнем Риме борьба пропагандистов была не менее напряженной, чем сейчас

Дилетант
Фазовый переход. Как изменился подход к воспитанию детей за последние 30 лет Фазовый переход. Как изменился подход к воспитанию детей за последние 30 лет

Чем дети перестройки отличаются от современных

СНОБ
Несколько последних слов Несколько последних слов

Игорь Гулин о стихах Григория Дашевского

Weekend
Стеклянный потолок: какие вызовы стоят перед женщинами в руководстве и бизнесе Стеклянный потолок: какие вызовы стоят перед женщинами в руководстве и бизнесе

С какими трудностями сегодня сталкиваются предпринимательницы и руководительницы

Inc.
Как вещи влияют на вашу жизнь: 3 вопроса, чтобы сделать быт источником счастья Как вещи влияют на вашу жизнь: 3 вопроса, чтобы сделать быт источником счастья

Мы очень хотим жить по собственному сценарию. Но не у всех это получается

Psychologies
Кино Кино

Маршал советской комедии: путь Леонида Гайдая к эталону юмористического фильма

Правила жизни
Алло, мы ищем таланты! Алло, мы ищем таланты!

Как помочь себе узнать, в какой области хочешь реализоваться

Лиза
Без паники! Без паники!

Что делать, если потеряла все документы

Лиза
Открыть в приложении