Интервью с Евгением Цыгановым о театре, музыке и нынешнем состоянии нашего кино

СНОБРепортаж

Евгений Цыганов: «Главная награда — иметь возможность делать то, что хочется»

Текст: Дмитрий А. Быков

Зимой на экраны выйдет новая экранизация «Мастера и Маргариты» — масштабный проект, один лишь миллиардный бюджет которого обещает настоящий блокбастер. «Сноб» поговорил с Мастером — интервью с Евгением Цыгановым о театре, музыке и нынешнем состоянии нашего кино вышло прямым и откровенным. Ведь, как считал один из героев романа Булгакова, «правду говорить легко и приятно».

Женя, давай сразу о главном. Грядет грандиозная премьера — «Мастер и Маргарита». Каково это — играть в фильме с бюджетом 1,2 млрд рублей? Это ведь больше, чем у фильма «Вызов», где, вообще-то, люди в космос летали.

Не думаю, что в объявленный бюджет фильма «Вызов» включили запуск ракеты. Это все-таки отдельная история. Хотя я не самый компетентный специалист в вопросе кинобюджетов, но понимаю, что есть обстоятельства времени. В связи с санкциями графика для фильмов подорожала на 75–100%, многие специалисты разъехались. И, как известно, миллиард рублей сейчас — это 10 миллионов долларов. Даже в нашей стране снимались блокбастеры и подороже. А в мире... Одна только рекламная кампания фильма «Барби» — 150 миллионов долларов. Другое дело, что они могут позволить себе мировой прокат, а мы нет, хотя изначально на это был расчет, насколько я понимаю. Все-таки «Мастер и Маргарита» — мировой бестселлер.

Ты хочешь сказать, что, учитывая все обстоятельства, курс доллара и так далее — это просто наша новая реальность, где качественно снятый российский фильм не может стоить дешевле миллиарда?

Это серьезный исторический блокбастер, который предполагает большое количество костюмов, декораций, массовки, компьютерной графики и прочего. Проект готовился долго и скрупулезно. И потом «Мастер и Маргарита» для тех, кто берется за этот материал, всегда немного вызов. Мне изначально было понятно, что не все будет просто и гладко. Но когда в процессе подготовки поменялся режиссер и сниматься позвали меня, я себе сказал: «Женя, рассчитывать на какой-то безусловный результат особо не стоит, но отказываться нельзя».

А почему ты так подумал?

Потому что у этого материала особая судьба. И на моей памяти не было случая удачной, на мой взгляд, постановки. Кроме известного спектакля в «Театре на Таганке», на который ломилось пол-Москвы, но я его не видел, поэтому не могу судить, насколько он был хорош.

Почему же ты все-таки согласился сниматься?

Обстоятельства так сложились. На момент съемок у меня планировался другой проект, но он так и не был запущен в производство, и это выяснилось в тот день, когда мне предложили роль Мастера. И потом я знал, что на роль Маргариты изначально утверждена моя жена (актриса Юлия Снигирь. — Прим. ред.), и увидел в этом определенный знак. А перед этим я работал над сценарием о писателе, жизнь которого пересекается с сюжетом его же романа. И удивительным образом это совпало с замыслом Миши Локшина (режиссера) и Романа Кантора (сценариста). А надо сказать, наш фильм — это не просто экранизация романа, но и во многом фантазия на тему обстоятельств, в которых этот роман рождался.

Ты сказал, что на твоей памяти не было хороших экранизаций и постановок «Мастера и Маргариты». Но вот удивительно: эту книгу бесконечно ставят и экранизируют. В чем ее привлекательность, как думаешь?

Я сказал, что «не было удачной постановки, на мой взгляд». При этом сериал Бортко, насколько я знаю, пользовался и пользуется популярностью. Я только что записывал аудиогид для музея Булгакова, «нехорошей квартиры» на Большой Садовой. Той самой, в которой он жил три года, в которую постоянно совершаются паломничества. И девушки, которые работают в этом музее, говорят: черт знает, чем он так притягателен, но поток людей не иссякает, они ломятся и днем, и ночью, они хотят оказаться в квартире, где кот ходил. Такой вот магический эффект от романа, который не то чтобы был закончен автором.

И все же для многих людей в нашей стране эта книжка становилась каким-то мощным этапом взросления.

Притом что книга долгие годы была под запретом. Это как у Довлатова было: «Как можно не читать Достоевского?!» — «Ну Пушкин же не читал!» Я помню тот момент, когда в 1980-е стали друг другу передавать перепечатанные самиздатовские экземпляры «Мастера и Маргариты». А до этого книга была недоступна здесь целым поколениям.

А у тебя лично какие отношения с этим романом? Я вот рано его прочитал, ничего не понял, но очень понравилось. И только сейчас пытаюсь как-то догнать.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Пусть не говорят Пусть не говорят

Давай разберемся, чем и почему ты можешь раздражать других сотрудников

VOICE
Рецепт донны Тани Рецепт донны Тани

Майя Кучерская о бразильской балерине Татьяне Лесковой

Seasons of life
Крадущийся тигр, возбудившийся дракон Крадущийся тигр, возбудившийся дракон

Рассказываем, какую роль играет секс в Японии и Китае

СНОБ
На вершине Эйфелевой башни есть секретная квартира: что она скрывает и сдается ли в аренду На вершине Эйфелевой башни есть секретная квартира: что она скрывает и сдается ли в аренду

Кому были нужны апартаменты на вершине Эйфелевой башни?

ТехИнсайдер
Первая леди Первая леди

Как революционная феминистка стала лицом советской дипломатии

Дилетант
Полное собрание в одном доме Полное собрание в одном доме

Как Андрей Тарковский выяснял отношения с домом — и выяснил

Weekend
«Я же по милосердию Божьему остался невредим…» «Я же по милосердию Божьему остался невредим…»

Письмо Александра II дочери

Дилетант
Шестой и чувства Шестой и чувства

Что есть «Москвич 6»

Автопилот
Токсичная родня Токсичная родня

Как распознать токсичных родственников и что с ними делать

Лиза
Счастливые отношения после токсичных: как их обрести — 4 совета Счастливые отношения после токсичных: как их обрести — 4 совета

Как же все-таки полюбить вновь? Рассказывает психолог

Psychologies
Не сахарный, но растает Не сахарный, но растает

Сибирские гляциологи изучают, как возникают ледники и как они эволюционируют

Наука
Требуется производство! Требуется производство!

Интеллектуальные цифровые платформы могут повысить эффективность промышленности

Монокль
«Бытовой расизм в России существует, и это огромная проблема» «Бытовой расизм в России существует, и это огромная проблема»

Элла Манжеева о своем фильме «Белой дороги!» и калмыцком кинематографе

Weekend
Атомно-силовой микроскоп отличил дейтерий от водорода в молекуле пентацена Атомно-силовой микроскоп отличил дейтерий от водорода в молекуле пентацена

Теперь электронный парамагнитный резонанс можно измерять и с одной молекулы

N+1
Александр Зацепин: «Мне очень повезло с Гайдаем» Александр Зацепин: «Мне очень повезло с Гайдаем»

Его часто называют гением киномузыки, а коллеги дали прозвище Железный Шурик

Коллекция. Караван историй
Сбитый гонщик Сбитый гонщик

«Феррари»: разочаровывающий долгострой Майкла Манна

Weekend
Сны Алины Сны Алины

Актриса Алина Гвасалия — о неисчерпаемых возможностях копирования самого себя

Grazia
Сколько стоит адаптироваться к климату Сколько стоит адаптироваться к климату

Изменения погодных условий как один из драйверов инвестиций в перспективе

Агроинвестор
Интересный факт! Ученые рассказали, почему у вас звенит в ушах Интересный факт! Ученые рассказали, почему у вас звенит в ушах

"Фантомный шум" в ушах генерируется гиперактивными нервами

ТехИнсайдер
Иван Антонович Ефремов и его вклад в мировую науку Иван Антонович Ефремов и его вклад в мировую науку

Иван Ефремов оставался признанным классиком жанра и при жизни, и после смерти

Наука и техника
Без паники! Без паники!

Что делать, если потеряла все документы

Лиза
Ослепленная желанием Ослепленная желанием

Наши героини о странных вещах, которые их заводят

Лиза
Сергей Шумский: «У роботов не будет инстинкта власти, как у человека» Сергей Шумский: «У роботов не будет инстинкта власти, как у человека»

Минувший год имеет шансы войти в историю как время взрывного роста нейросетей

РБК
Супрематизм сквозь время Супрематизм сквозь время

В1919 году антрополог Альфред Крёбер вывел закон цикличности моды

Дилетант
Живопись без правил Живопись без правил

Магомед Кажлаев: абстракция из воздуха

Weekend
Плечо для внешней торговли Плечо для внешней торговли

Рост российского несырьевого неэнергетического экспорта — в числе приоритетов

РБК
«Коты полезны для здоровья?»: как работает фелинотерапия «Коты полезны для здоровья?»: как работает фелинотерапия

Как повседневное общение с кошками приводит к исцелению тела и души?

Psychologies
Соль Лондона Соль Лондона

Несколько картинок из жизни безумной лондонской квартирки и ее хозяйки

Seasons of life
«Тушкино семейство» «Тушкино семейство»

Ту-204 – среднемагистральный пассажирский самолет

Наука и техника
«Чувства Анны»: мир без любви «Чувства Анны»: мир без любви

Анна Меликян рассказывает классическую историю Золушки в фильме «Чувства Анны»

Монокль
Открыть в приложении