Без паники!
Что делать, если потеряла все документы: пошаговая инструкция
Главное – не паниковать, сохранять спокойствие и действовать быстро, но с холодной головой. Прежде всего нужно позвонить на горячую линию своего банка или воспользоваться банковским приложением и заблокировать все свои карты. Это поможет защититься от финансового мошенничества. Далее действуем в зависимости от того, какой документ утрачен.
1 Паспорт
Этим документом необходимо заняться в первую очередь. Чем быстрее ты его восстановишь, тем проще будет вернуть остальное.
- Найди ближайшее отделение полиции и заяви о пропаже документа. Заявление можно подать по месту проживания, регистрации или рядом с местом пропажи. С момента подачи заявления паспорт считается недействительным. Поэтому важно это сделать в первые часы после происшествия. Если документ утерян, и ты в этом уверена, тебя попросят написать заявление об утере. Но если есть подозрение на кражу, процесс будет сложнее – полиции придется возбуждать уголовное дело. Дежурный примет заявление, зарегистрирует его и выдаст талон-уведомление с номером.
- Займись восстановлением паспорта. Это можно сделать в отделении МВД, а в некоторых городах, например, в Москве, – в МФЦ. Подай заявление и пакет необходимых документов. Тебе понадобятся: две ч/б или цветных фотографии (или три – если тебе нужно временное удостоверение личности), военный билет (если есть), талон-уведомление, документы для проставления отметок в паспорте (свидетельство о заключении брака, свидетельства о рождении детей младше 14 лет);
- Оплати госпошлину. Она составляет 1500 руб. Кроме того, может понадобиться заплатить дополнительный штраф за утерю паспорта – от 100 до 300 руб. Квитанции тоже надо будет приложить к заявлению.
- Получи новый паспорт. Его должны оформить в течение 5 дней. Если за это время старый паспорт нашелся, пользоваться им уже нельзя. На всякий случай проверь его в базе недействительных паспортов МВД. Старый паспорт необходимо сдать в полицию.
2 СНИЛС
Страховой номер индивидуального лицевого учета (СНИЛС) есть у каждого гражданина РФ и выдается он один раз на всю жизнь. Этот номер при утере документа не меняется. Раньше СНИЛС выдавался в виде зеленой пластиковой карточки. Но теперь, чтобы подтвердить свою регистрацию в системе индивидуального учета, нужно получить уведомление по форме АДИ-РЕГ. Оно выглядит как обычная распечатка, в которой отражены все данные из страхового свидетельства. Получить уведомление АДИ-РЕГ можно несколькими способами.
- В отделении СФР (Социального фонда России). Это удобно делать тем, кто не работает или является самозанятым. Уведомление должны выдать сразу в тот же день;
- Через работодателя. Для этого нужно обратиться в отдел кадров своей компании с заявлением о выдаче уведомления.
- Онлайн на сайте СФР. Войди в личный кабинет с логином и паролем Госуслуг. Подай заявление на выдачу дубликата страхового свидетельства. В твой личный кабинет должно прийти уведомление в виде файла pdf. Оно является действительным как в электронном, так и в распечатанном виде.
3 Водительское удостоверение
Восстановить его можно в любом отделении Госавтоинспекции или чрез МФЦ. Понадобится только паспорт. Медсправка необязательна, но желательна. Без справки новые права выдадут на срок, который оставался по старым правам. Со справкой – на 10 лет. Также подать заявление на восстановление водительского удостоверения можно онлайн, через Госуслуги. В заявление нужно будет внести данные паспорта и старого водительского удостоверения. Понадобится оплатить пошлину – 2 тыс. руб. Будь готова к тому, что при наличии неоплаченных штрафов тебе придется оплатить и эти долги.
4 Полис ОМС
Чтобы восстановить полис, нужно обратиться в страховую организацию, которая его выдала. Еще один вариант – отправиться в другую страховую компанию и заказать новый полис. Любой человек может сменить страховую компанию раз в год. При подаче заявления потребуются паспорт и СНИЛС, для несовершеннолетних – свидетельство о рождении и паспорт одного из родителей. У тебя примут заявление и выдадут временное свидетельство. Новый полис ты получишь в течение 30 рабочих дней. С 1 декабря 2022 года равноценной заменой бумажному полису является штрих-код, сформированный на Госуслугах.
5 Свидетельство о рождении ребенка
Рождение ребенка регистрируется загсом, и все данные хранятся в архивах. Если свидетельство утеряно, можно получить его повторно, обратившись в загс или в МФЦ (в Москве). А также через Госуслуги, если в твоем регионе есть такая возможность. Если по какой-то причине свидетельство не найдется в архиве, его можно восстановить через суд – необходимо составить заявление и подать его в районный суд. Помимо свидетельства факт рождения подтверждается справкой из загса. Пошлина за повторное свидетельство составляет 350 руб., за справку – 200 руб.
Если потеряла документы на квартиру
Это тоже важный пакет документов, который нужно беречь. Если вдруг ты не можешь найти документы на недвижимость, действуй следующим образом
- Зафиксируй пропажу документов. Если считаешь, что они были украдены, обратись в полицию и напиши заявление. Не забудь получить талон-уведомление.
- Обратись в Росреестр через МФЦ за копией правоустанавливающих документов (договора дарения, купли-продажи, мены, аренды; свидетельства о праве на наследство; судебного акта).
- Направь обращение в Росреестр по месту нахождения недвижимости – запрети проводить любые операции с ней без твоего участия. Это можно сделать в МФЦ.
- Получи выписку из ЕГРН вместо потерянного свидетельства. Теперь свидетельство о собственности на гербовой бумаге не выдают, достаточно распечатки.
- Оплати госпошлину: за электронную выписку – 340 руб., за бумажную – 170 руб.
- Обратись в БТИ за копиями кадастрового и технического паспортов на недвижимость.
Фото: Vasyl/stock.adobe.com.
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl