Фазовый переход. Как изменился подход к воспитанию детей за последние 30 лет
Психолог Катерина Мурашова — о том, чем дети перестройки отличаются от нынешних и какие трудности в воспитании были тогда и существуют сейчас
Неделю назад в своем блоге на «Снобе» я задала вопрос: в какой исторический период, на ваш взгляд, российским родителям было проще и удобнее воспитывать детей? И почему, на основании чего вы так думаете? Я получила достаточное количество ответов для размышления и обсуждения и опубликовала их в своем блоге в рубрике «Люди пишут письма». Никакого единообразия мнений не случилось. Единственное, что можно выделить: читатели полагают, что в немногие стабильные периоды развития нашего общества все становится несколько проще.
Но почему я вдруг задалась этим вопросом?
Дело в том, что на протяжении своей тридцатилетней практики я наблюдала сначала возникновение, а потом становление и укрепление удивительного для меня феномена: воспитывать детей как будто, по словам родителей, становилось все труднее. Причем речь шла не только о материальных трудностях, но где-то и даже в основном — о нарастании трудностей психологических, которые меня уже напрямую, как психолога, касаются и требуют моего самого пристального профессионального анализа.
Я начинала практиковать в разгар перестройки. Тогда же работала по программе «Врачи без границ». Происходящий в то время слом всего сильно отражался на детях, но сейчас не об этом, поэтому перечислять наблюдаемые мною проблемы и ужасы я не буду. Скажу только, что если ребенок или подросток в 90-е все-таки как-то самостоятельно (родителям часто было просто не до того, чтобы хоть что-то контролировать) учился в школе, усваивал программу, общался со сверстниками, не присоединялся к множащимся тогда криминальным бандам, не приобретал особо выдающихся вредных привычек, то родители искренне считали, что все нормально, с воспитанием они справляются если не на отлично, то по крайней мере на твердое хорошо. Точно так же считали и сами дети: у нас все хорошо и родители у меня нормальные.
Во времена перестройки ко мне обращались преимущественно родители маленьких детей и с вечной проблемой «не слушается, как заставить». Если приводили подростков, то спрашивали о вредных привычках, жаловались на то, что «жизнь тяжелая, бывает срываемся», и спрашивали «как нам всем поменьше друг на друга орать», а также задавали вопросы о профориентации. Приходили и сами подростки — в основном за советом, поговорить, пожаловаться на вечное подростковое «меня никто не понимает» и той же профориентацией.
Я, тогда начинающий психолог, приспособилась работать со всеми этими вопросами, завела себе несколько справочников типа «Техникумы и училища Ленинграда и Ленинградской области», сориентировалась в медицинских аспектах развития маленьких детей и их лечения и коррекции и постепенно начала чувствовать себя достаточно уверенно. И некоторое время была вполне довольна собой.