Водочный король: история Петра Арсеньевича Смирнова
Бывший крепостной крестьянин, ставший одним из самых богатых людей Российской империи; торговец спиртным, живший по принципу «Честь дороже выгоды». Да, это была личность недюжинного масштаба.
Свободным человеком будущий водочный король стал только в 26 лет, в 1857 году. А в 1858 году вместе с семьями отца и старшего брата он приехал в Москву, чтобы стать купцом. В столице ему доводилось жить и ранее: с семи лет он работал «мальчиком на побегушках» в лавке своего дяди, виноторговца Ивана Смирнова. Но нет, наследства от дяди он не получил.
Первое время Петр Арсеньевич работал у отца приказчиком, но к середине 1860-х у него было уже два ренсковых погреба (это заведения по торговле спиртным на вынос) и небольшой водочный завод. А дальше дела у «Товарищества Петра Смирнова у Чугунного моста» круто шли в гору вплоть до введения в России винной монополии в 1894 году.
Удача и качество
Ходили легенды, что Петр Смирнов невероятно удачлив и даже деньги на бизнес получил благодаря подаренному ему лотерейному билету. Конечно, удача в бизнесе не последнее дело. Но в случае Смирнова важнее было качество продукции, которого он добивался личным контролем.
Например, воду для водки привозили только из Мытищ, и предприниматель каждый раз сам снимал пробу. Ягоду для знаменитой настойки «Нежинская рябина» брали только из деревни Невежино: тамошний сорт (он и поныне существует) не давал горечи. Ну а что Нежинская, а не Невежинская, так это, надо полагать, маркетинг. Хотя сейчас и пишут, что это для конспирации, чтобы конкуренты место не нашли. Однако вряд ли, найти место поставок, когда оттуда ягоду на возах доставляют на завод, несложно.
Была у Смирнова и продукция, которая с современных позиций выглядит неприглядно. Это красные крепленые вина, которые делали, добавляя в них черничный сок, сахар и спирт. В том числе их выпускали для церковных нужд. Однако жалоб на качество продукции не было. Однако, когда бизнес Смирнова развернулся, конкуренты распускали про него самые разные слухи.