Как культура осмысляла историю одной женщины, ушедшей из семьи

WeekendКультура

Кукольный бум

Как культура осмысляла историю одной женщины, ушедшей из семьи

«Кукольный дом» в постановке Ингмара Бергмана, 1989. Фото: The Ingmar Bergman Archives

145 лет назад, 21 декабря 1879 года, в Королевском театре Дании в Копенгагене состоялась премьера пьесы Генрика Ибсена «Кукольный дом». История о том, как Нора, идеальная женщина своей эпохи — красавица-жена преуспевающего юриста и нежная мать троих детей,— приняла решение бросить мужа, сразу стала хитом в европейских театрах и предметом горячих споров. Ульяна Волохова рассказывает, как культура осмысляла историю об уходе одной женщины из семьи и почему этот процесс оказался таким сложным.

Нора и женский вопрос

Упоминания замысла «Кукольного дома» впервые встречаются в бумагах Генрика Ибсена в 1878 году в «Заметках к современной трагедии». К этому моменту норвежский драматург успел разочароваться в национальном романтизме, уехать в эмиграцию и написать там несколько пьес, обличающих характер норвежской нации. Однако национальная проблематика интересовала его все меньше, Ибсен хотел обратиться к общечеловеческим вопросам. Одним из них было положение женщины: «Есть два рода нравственных законов, два рода совести, один в мужчине и совершенно другой в женщине. Они не понимают друг друга; но в вопросах практической жизни женщина судится по мужскому закону, как будто она не женщина, а мужчина». Образ Норы — героини, которая должна была проиллюстрировать эти размышления,— родился благодаря истории, примерно в это же время произошедшей со старой знакомой Ибсена — писательницей Лаурой Килер. Не получив разрешения мужа (то есть формально нарушив закон), она взяла заем на его лечение от туберкулеза, а когда пришло время платить, подделала банковский чек. Выздоровевший муж пришел в ярость от подлога, потребовал развода и запретил жене видеться с детьми, впрочем, в конце концов супруги примирились. Нору из «Кукольного дома», также с помощью подлога спасшую своего мужа и также разоблаченную, ждал другой финал: муж сообщал ей, что ради общественного приличия и благополучия детей он оставит ее в доме, но отношения их впредь будут исключительно формальными.

Нора и семья

В конце лета 1879 года «Кукольный дом» был окончен. Ибсен, следуя установившейся традиции, прочитал его первым слушателям — жене Сюзанне и сыну Сигурду. Пьесу они одобрили, но финал Сюзанна яростно раскритиковала. В первой редакции Нора хотя и разочаровывалась в муже, но не решалась переступить нормы морали и оставалась в семье. Прогрессивной Сюзанне такое поведение казалось устаревшим. Согласно семейному преданию, около двух недель Ибсены спорили о финале: «Нора уходит!» — кричала Сюзанна, «Нора остается!» — кричал в ответ Генрик. В конце концов Сюзанна поставила мужу ультиматум: «Либо Нора уходит, либо уйду я». Зная принципиальность и твердость жены, Ибсен сдался и написал новый финал: Нора объявляет мужу, что больше не желает быть игрушкой ни в чьих руках, и уходит от него. Именно этот финал во многом обеспечил пьесе и небывалую популярность, и жаркое обсуждение.

Нора и материнство

Сам по себе уход Норы от мужа современниками воспринимался как неодобряемый, но допустимый итог этой истории. Однако тот факт, что героиня бросала также и своих детей, понимания не получил: «Так не поступила бы ни одна женщина, которая дышит»,— писали, например, в британской газете The Daily Telegraph. Помимо возмущения критиков Ибсен получил и недовольные комментарии из театров. В 1880 году «Кукольным домом» заинтересовались в Германской империи — пьесу перевели на немецкий и стали ставить в нескольких театрах. В берлинском Немецком театре главная роль была отдана актрисе Гедвиге Раабе. Прочитав текст, Раабе, тоже, как и ее героиня, мать троих детей, отказалась играть написанный Ибсеном финал, заявив: «Я бы никогда не бросила своих детей!» Закон об авторских правах не запрещал вносить в произведения изменения, и, чтобы не допустить постороннего вмешательства в пьесу, Ибсен сам написал альтернативную концовку. В тех же «Заметках к современной трагедии» он размышлял и о материнстве: «Мать в современном обществе действует будто какое-то насекомое, отползает в сторону и умирает, выполнив свой долг по продолжению рода». Неудивительно, что, вынужденно переписывая финал, он ввел в него отчетливый мотив приносимой

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Сказка о самолете-невидимке Сказка о самолете-невидимке

«Прометей»: детектив со сказочными допущениями

Weekend
Время последних Время последних

Последний солдат Второй мировой и другие люди, на которых все закончилось

Weekend
Нежеланное предсказуемое Нежеланное предсказуемое

Как научиться ждать не хорошего финала, а правильного

Weekend
Понемногу о многом Понемногу о многом

Забытые плавания в Индию

Знание – сила
Квартира, наполненная памятью Квартира, наполненная памятью

Интервью с создателем музея «Память Колымы» Иваном Паникаровым

Дилетант
Вместо заводов — дома: сколько промзон реорганизуют в Москве Вместо заводов — дома: сколько промзон реорганизуют в Москве

Как в Москве реализуется механизм комплексного развития территорий

ФедералПресс
Сергей Капица как искусственный интеллект Сергей Капица как искусственный интеллект

В чем опасность цифрового двойника человека

Наука
Загадка темной материи по-прежнему не раскрыта Загадка темной материи по-прежнему не раскрыта

Темная материя: проблема «последнего парсека», новые факты и рекорды в поисках

Знание – сила
И представление начинается! И представление начинается!

Фрагмент сказки Вали Филиппенко «Нашу маму раздраконили»

Правила жизни
Кто такая Парасту Ахмади — иранская певица, которой грозит смертная казнь за пение и отсутствие хиджаба Кто такая Парасту Ахмади — иранская певица, которой грозит смертная казнь за пение и отсутствие хиджаба

Парасту Ахмади была арестована за то, что нарушила иранские законы

Psychologies
Сестры милосердия Сестры милосердия

«Малышки 18:22»: розовое как прием

Weekend
«Скрещенья рук… судьбы скрещенья» «Скрещенья рук… судьбы скрещенья»

Еще один закрученный сюжет из Серебряного века

Дилетант
На худой конец На худой конец

Как быть при осечке в сексе

Men Today
Ученые назвали самый здоровый способ приготовить брокколи Ученые назвали самый здоровый способ приготовить брокколи

Как и приготовить брокколи правильно, чтобы получить пользу

ТехИнсайдер
Юрий Кузнецов: «Зарабатывать деньги меня учили Абдулов и Миронов» Юрий Кузнецов: «Зарабатывать деньги меня учили Абдулов и Миронов»

В театре завидовали: Кузнецов провинциал, а все снимается и снимается!

Караван историй
Альберт Эйнштейн и Нильс Бор Альберт Эйнштейн и Нильс Бор

Элементы сравнительного жизнеописания Альберта Эйнштейна и Нильса Бора

Наука и жизнь
Роза пустыни в нашем доме Роза пустыни в нашем доме

Мода на так называемые бутылочные деревья принесла нам маленькое чудо — адениум

Наука и жизнь
Жить в поиске Жить в поиске

Художница Любовь Попова: новатор в живописи, сценографии, промышленном дизайне

Дилетант
«Заткнись ради команды»: биатлонистки рассказали о сексуальном насилии в сборной «Заткнись ради команды»: биатлонистки рассказали о сексуальном насилии в сборной

Почему в сборной США по биатлону процветало сексуальное насилие?

Forbes
Анна Ковальчук: «Убедилась, что для меня настоящий новогодний праздник возможен только дома» Анна Ковальчук: «Убедилась, что для меня настоящий новогодний праздник возможен только дома»

По-моему, театр — это детский сад для взрослых

Коллекция. Караван историй
Жизнь до жизни Жизнь до жизни

Отношения мамы и ребёнка начинаются задолго до появления малыша на свет

Здоровье
Отсчет последних времен Отсчет последних времен

Как человечество пытается предсказать конец света

Weekend
Глобальное осушение: можно ли избежать войн за пресную воду Глобальное осушение: можно ли избежать войн за пресную воду

Спрос на пресную воду растет, а ее количество, похоже, уменьшается

Forbes
Ольга и Мария Гусевы Ольга и Мария Гусевы

Фэшн-дивы Ольга и Мария Гусевы собрали уникальную коллекцию посуды

Собака.ru
Превратности распада Превратности распада

После смерти царя Ирода Великого в Иудее вспыхнули нескончаемые беспорядки

Знание – сила
Не каждая тарелка — летающая Не каждая тарелка — летающая

Феномен НЛО: правда или вымысел?

Зеркало Мира
В кругу друзей В кругу друзей

Новый год – самое время, чтобы исправить ошибки и наладить контакт с окружающими

Лиза
Он мне изменяет? Он мне изменяет?

Неочевидные способы распознать обман партнера

Лиза
Скорая бьюти-помощь Скорая бьюти-помощь

Как привести себя в порядок после вечеринки

Лиза
Мальта. Тайны мегалитических построек Мальта. Тайны мегалитических построек

Мальта по праву может называться одной из колыбелей развития человечества

Зеркало Мира
Открыть в приложении