Вновь украл девушку. Но в этот раз, справедливости ради, с ее разрешения!

Правила жизниКультура

Горный ветер

Один из героев нашего проекта «Современники» – молодой писатель Ислам Ханипаев. Он по праву считается одним из ярчайших представителей «поколения тридцатилетних» в литературе. Специально для нового номера «Правил жизни» Ислам написал рассказ «Горный ветер», в котором его герой вспоминает события прошедшей жизни.

Ислам Ханипаев

Дорогая Дидишка.

Не ругай меня, для меня ты всегда была Дидишка. Не получается у меня называть тебя Фаридой. С этим прекрасным именем ты для меня в миг становишься взрослой, но, видит Бог, я не готов смириться с этим. Никогда не буду готов.

Ты спрашивала о нашем знакомстве с бабулей. И мы всегда с ней отшучивались, что я ее украл. Что бросил в мешок и увез в горы. Да уж… Так вот, знай, я действительно ее украл. Увез в горы. Прятал я ее…

Впрочем, эту историю лучше рассказать. Прости за эту интригу и не ругай старика. Ты знаешь меня. Мне всегда не хватало твоего внимания, Дидишка. Ради улыбки своей внучки я был готов на все. И знаю, что, читая это, ты улыбаешься.

Ну ладно, история.

Год был тысяча девятьсот пятьдесят девятый. Я возвращался после обязательной службы в армии – домой, в родное село. План был простой: устроиться в милицию и следить за порядком. Видишь ли, на службе я заметил за собой две каким-то странным образом уживавшиеся в одном моем бренном теле черты. Я любил исполнять приказы и был в этом хорош, но проблема была в том, что исполнял я их по-своему. Ну не получалось у меня никак делать все по правилам. Бог наделил меня как отвагой, так и бойким, дерзким нравом. Ты ведь знаешь, как у нас в исламе: благо от Создателя, беды от самого себя. Этих бед с самого детства принес я немало и себе, и семье. Но как-то умудрился в армии показать себя не только с плохих сторон, но и с хороших. Нашел капитан мой на меня управу и поручал задания сложные и оттого интересные.

Ой, отошел я от истории.

Возвращаюсь я в родное село с друзьями своими.

– Камиль! – говорит мне на въезде в село Зубайр. – Ты подумай еще раз. Милиция – это, конечно, хорошо, но мой дядя – заведующий хозяйством всего Ахтынского района. Может, все же со мной? Хорошо заживем. Такой человек, как ты, ему сгодится.

– Ветроголовый! – усмехнулся Сейгид. Ветроголовым называли меня и за дерзкий нрав, и за шевелюру, которую ветер трепал во все стороны. Это сейчас я лысый, но в те времена мог похвастаться знанием моды! Да будет тебе известно, что во всем районе именно я первым променял широкий галстук на модный на Западе тонкий. За это многие меня сразу невзлюбили, а девушки, наоборот, отмечали мою необычность среди однообразного сельского люда.

– Да ну вас. Хотите из меня агронома сделать, – отмахнулся я. – Нет уж. Я хочу быть как неистовый горный ветер! – конечно, выразился я не так театрально, но хорошую историю не грех приукрасить. – Смеетесь. А смейтесь! Но я хочу заниматься чем-то и полезным народу, и интересным. Негодяев везде хватает. Буду ловить и в клетку сажать. А вы… – не успел я договорить, как увидел ее – красавицу, идущую по рынку в центре села. Да. Дочь райкома. Ну что это была за девушка! Назову ланью – посмеешься. Ручейком – тоже! Нет, она, именно она и была тем неудержимым ветром, а не я. Она проходила сквозь сельчан, заставляя всех отворачиваться будто от какой-то невидимой силы. Я сразу влюбился в нее.

Смешно тебе, наверное. Но не видел я никогда девушки такой красоты, а видел я многих, и нрав мой дерзкий привлекал множество девиц ко мне и в Ленинграде, и во всяком месте, куда служба меня занесет.

Впрочем, влюбился в красавицу не я один. Оба моих друга – и Зубайр, и Сейгид – тоже положили на нее глаз. Это сейчас у вас совсем другой порядок в отношениях, но мы, парни двадцати пяти лет отроду, чуть завидим красивую девицу – сразу начинали строить планы на совместную жизнь. Не думали мы по-другому. Тем более в горах Дагестана. Увидел девушку, кольнуло сердце – женись, не зевай!

В общем, все мы трое поняли, что жениться хотим на ней. Каждый клялся, как в сказках, что любит ее больше другого, но в споре нашем решения не нашлось. Никто не был готов ее уступить. А ведь я был почти готов. Несмотря на пожар внутри, Сейгиду, другу детства, я был готов услужить в любом деле и тут был готов посодействовать, но в последний момент сказал себе: «Нет! Такой красы могу в жизни никогда не встретить».

Ох, если бы я тогда уступил, все было бы сейчас по-другому. Мы-то с тобой, Дидишка, это понимаем. Хотя нет, ты пока не понимаешь всей цепи этих необычных событий, приведших к рождению твоего отца, а потом и тебя.

Так вот. С друзьями мы решили действовать честно. Не хитрить в делах сердечных и признать за красавицей право последнего голоса в выборе мужа. В выборе одного из нас! Более того, мы знали, что отец ее активно ищет для нее пару. Как же вовремя мы трое вернулись в родной Ахты!

План был, конечно, простой – сначала предстать перед ней во всей красе, а потом уже, следуя древней традиции, предложить ей руку и сердце. Да, несколько в обход отцовской воли. Идти к нему нам, не имеющим ни черта в карманах, не было смысла. В таких делах любовь зачастую берет верх. Любовь с щепоткой наглости.

Так вот, на дворе стоял март, и через пару дней должен был состояться праздник прихода весны – Новруз-байрам. Теперь-то его нечасто празднуют, но в те времена мы его очень любили. Устраивали соревнования, бросали камень, катались на лошади, стреляли в мишень, боролись на песке, конечно. Много было разных игр. Райком с семьей празднества бы не пропустил. Поэтому решили мы подготовиться и показать себя во всем, в чем горазды.

В день праздника настрой наш был несколько сбит известием о том, что среди десятка возможных претендентов на сердце красавицы (мы-то быстро вычислили каждого, кроме этого джигита) был и прославленный герой войны. Да, он только перемахнул за четвертый десяток и староват был для девушки семнадцати лет, но супруга его скончалась пару лет назад, а потому он, вылечив душевную рану, решил еще раз жениться. Детей от брака у него не было, поэтому не могу его винить в желании жениться вновь. Но отдать ему мою любовь?! Ну уж нет. Я не был готов так легко уступить место рядом с ней – пусть и такому весомому товарищу. Тем более что у нас было преимущество – с войны он вернулся с ранением, а потому в части соревнований участия не принимал и был скорее знатным гостем со своим «сердечным» интересом к празднику.

Показали мы себя что надо! Каждый был в чем-то хорош. Что Сейгид, что Зубайр, что я, в итоге названный победителем в общем зачете весенних соревнований. И я, и мои друзья пожали руку райкому, и кто взглядом храброго волка, кто лихо закрученными, как волны Каспия, усами, кто неистовой лезгинкой показали свой интерес к молодой особе.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Любовь и Голубева Любовь и Голубева

Как на творческий метод Леоса Каракса повлияли отношения с Катериной Голубевой

Правила жизни
Им наверху виднее Им наверху виднее

10 причин установить на свой автомобиль спутниковый охранный комплекс

Автопилот
Владимир Буковский Владимир Буковский

Правила жизни правозащитника и публициста Владимира Буковского

Правила жизни
Парадокс усилия: почему наш мозг сопротивляется сложным и долгосрочным задачам Парадокс усилия: почему наш мозг сопротивляется сложным и долгосрочным задачам

Почему мы так часто недооцениваем предстоящую работу?

Forbes
Большая Пысса хулигана Большая Пысса хулигана

История взлета и падения самой скандальной программы нулевых

Правила жизни
Французское влияние в мягком подбрюшье России Французское влияние в мягком подбрюшье России

Как Париж выстраивает стратегическое партнерство с государствами Средней Азии

Монокль
Надежда Румянцева. Звезда, которая вовремя покинула экран Надежда Румянцева. Звезда, которая вовремя покинула экран

О любимице советских зрителей Надежде Румянцевой — в рассказе ее мужа

Коллекция. Караван историй
Разделяй и властвуй Разделяй и властвуй

7 необычных идей для зонирования в маленькой квартире

Лиза
Других писателей у меня для вас нет Других писателей у меня для вас нет

Знакомьтесь: Омид Скоби, биограф Меган Маркл и принца Гарри

Tatler
Рай на террасе Рай на террасе

Обустраиваем место отдыха на садовом участке

Добрые советы
Гендиректор Уральского завода гражданской авиации Леонид Лузгин: «Байкал» будет сертифицирован в установленные сроки Гендиректор Уральского завода гражданской авиации Леонид Лузгин: «Байкал» будет сертифицирован в установленные сроки

С какими сложностями столкнулись при создании самолета ЛМС-901 «Байкал»

Ведомости
Что имеем – сохраним Что имеем – сохраним

Жаркие дни – весомый повод задуматься, правильно ли ты хранишь свою косметику

Лиза
Дело в Омане Дело в Омане

Из-за чего интерес российских инвесторов смещается в сторону Омана от ОАЭ

Ведомости
Почему мы сердимся на стареющих родителей и что с этим делать Почему мы сердимся на стареющих родителей и что с этим делать

Наши родители стареют, а мы заступаем на их место — так уж устроено

Afternoon Seasons of life
Как выбрать кроссовки для спорта Как выбрать кроссовки для спорта

8 советов, которые помогут подобрать правильную обувь для тренировок

Лиза
Обратное плацебо: что такое эффект ноцебо и как он мешает нам жить Обратное плацебо: что такое эффект ноцебо и как он мешает нам жить

Чем вреден эффект ноцебо и можно ли от него избавиться?

ТехИнсайдер
Душа Тосканы Душа Тосканы

Модернистская вилла на склонах холмов, которыми славится тосканский пейзаж

SALON-Interior
Астраханское море Астраханское море

Знакомься, наше российское Мертвое море — озеро Баскунчак

Лиза
Канны-2025: Кафка в замешательстве Канны-2025: Кафка в замешательстве

Фильмы, сквозной темой которых стали неумирающие призраки прошлого

РБК
«Звук падения»: одна из самых громких премьер в Каннах — о судьбе четырех девочек «Звук падения»: одна из самых громких премьер в Каннах — о судьбе четырех девочек

В «Звуке падения» уживаются камерное пространство и масштабное время действия

Forbes
Автопророки Автопророки

На Шанхайском автосалоне производители попробовали заглянуть в будущее

ТехИнсайдер
«Нам пора сформулировать закон сохранения цивилизации» «Нам пора сформулировать закон сохранения цивилизации»

Можно ли подружиться с умной машиной? Не может ли она вытеснить человека?

Знание – сила
Число семьи Число семьи

Как узнать, насколько гармоничны отношениями между твоими близким

Лиза
Ученые расшифровали, как мы ощущаем вкус сладкого Ученые расшифровали, как мы ощущаем вкус сладкого

Как язык воспринимает сладость, какой рецептор отвечает за влечение к сахару?

ТехИнсайдер
Экспансия из рая Экспансия из рая

Кто первым и зачем покинул океан

Вокруг света
Женщины-фридайверы из Южной Кореи адаптировались для жизни под водой Женщины-фридайверы из Южной Кореи адаптировались для жизни под водой

Чем отличаются женщины общины хэнё от кореянок, живущими на материке

ТехИнсайдер
В своем ритме В своем ритме

Элегантный современный интерьер, где соединились прошлое и настоящее

SALON-Interior
Как избежать срывов во время диеты Как избежать срывов во время диеты

Ты с энтузиазмом начала диету, но сорвалась! Как не повторять подобное дальше?

Лиза
10 ошибок в аэропорту, которые дорого вам обойдутся 10 ошибок в аэропорту, которые дорого вам обойдутся

Рассказываем о мелочах, которые могут существенно подорвать бюджет поездки

Maxim
Цветок для смелых Цветок для смелых

Проект суперъяхты Lily разработали для верфи Oceanco в дизайн-бюро Vripack

Y Magazine
Открыть в приложении