Сергей Хотимский — о ставках, ЦБ и любви к работе в самые трудные времена

ВедомостиБизнес

Сергей Хотимский: Банки мы всегда покупали выгодно

Екатерина Литова
чт. 29.05.2025

Евгений Разумный / Ведомости

Пожалуй, каждый новый год в России уже можно считать годом вызовов – по крайней мере, для экономики, населения и компаний вызовы не прекращаются практически с 2020 г. И каждый год они преодолеваются, экономика крепнет, граждане уже не бегут в панике каждый раз снимать деньги со вкладов, а бизнес становится все более устойчивым. Но в этом году ему тяжело как никогда: более полугода компании работают при рекордной ключевой ставке 21%. Совладелец и первый зампред правления Совкомбанка Сергей Хотимский более чем за 20 лет своего опыта не припомнит периода, когда бизнесу было бы труднее, чем сейчас, делится он в интервью «Ведомостям». Заемщикам тяжело – в момент, когда им больше всего нужна банковская поддержка, сами банки вынуждены достаточно консервативно проводить свою кредитную политику, говорит банкир. Хотимский также рассказал в интервью, на какие сегменты бизнеса сейчас ставит группа, как он оценивает регулирование ЦБ, а также почему считает свою работу самой лучшей в мире.

– Многие представители банковской отрасли говорили, что этот год будет сложным. Ключевая ставка держится на высоком уровне давно, рынок не ждет снижения раньше середины года. Насколько сложные сейчас условия для ведения банковского бизнеса?

– За 20 с лишним лет своего персонального опыта текущий период для реального сектора является на моей памяти самым сложным – не припоминаю других периодов, когда бизнесу было сложнее, чем сейчас. Я не беру первые месяцы острых кризисов – сейчас его нет. Но пока экономика не охладится достаточно, чтобы инфляция замедлилась до приемлемых уровней, вызовы для компаний значительны. Поскольку показатели реагируют на рост ставок с большой задержкой, мы еще не переварили эффекты бурного развития в 2023–2024 гг.

Соответственно, значительной доле компаний в 2025 г. будет сложно показать положительный денежный поток. Те заемщики, у которых свободный денежный поток есть, в первую очередь думают о том, как снизить долговую нагрузку, а те, кто вынужден брать кредит, не всегда имеют приемлемое для банка финансовое состояние. Год сложный – заемщикам тяжело, потому что в момент, когда им больше всего нужна банковская поддержка, сами банки вынуждены достаточно консервативно проводить свою кредитную политику. При этом, если банки хотят расти, наращивать бизнес, перед ними сейчас тоже стоят сложные задачи в части управления рисками.

Со снижением ключевой ставки тоже не все так просто. ЦБ решит быстро снижать ключ – все ждут этого как манны небесной, но это может быть признаком того, что у реального сектора боль совсем сильная. Поэтому Банк России, вероятно, не будет спешить с так называемой мягкой посадкой экономики, поскольку верит, что бизнес в целом справляется. Но для многих компаний, кто активно кредитовался, будет непросто «дотерпеть».

– Можно ли говорить, что сейчас банки своими риск-политиками управляют вручную? Как это работает у вас в рознице и корпоративном кредитовании?

– В розничном бизнесе, конечно, никакого ручного управления нет, как и значительных рисков. Там больше регуляторные вызовы (ЦБ использует прямые лимиты на выдачи необеспеченных кредитов, макропруденциальные надбавки на капитал, а с III квартала появятся лимиты и на ипотеку, и на автокредиты. – «Ведомости»), потому что потребители чувствуют себя относительно неплохо. И, кстати, если у граждан растут доходы, это что значит для бизнеса? Это повышение издержек в виде зарплат и тоже источник стресса. Плюс добавить туда высокую ставку и крепкий курс, который тоже вообще не помогает. В итоге у нас сейчас сильный крен – потребительский спрос в норме, покупательная способность растет (рост зарплат + крепкий рубль), а бизнесу становится все тяжелее.

В корпоративном сегменте случаев, где приходится работать в ручном режиме, становится существенно больше. Это компании, по которым банк уже имеет какие-то существенные лимиты и нужно определить стратегию работы дальше. В этот период времени все-таки надо поддержать своего клиента, выходить с ним на связь, договариваться. Есть риск потерять лояльность клиентов, если не помогать им в сложный момент. Но, конечно, если банки будут слишком расслабленную политику проводить, они в итоге рискуют оказаться с убытками на балансе.

Мы видим желание лучших заемщиков аккуратнее относиться к кредиту

– Вы уже сказали, что сейчас для банков очень важно умение верно понимать и принимать риски. Расскажите, на какие сегменты бизнеса в этом году ставит Совкомбанк и поменялись ли ваши опорные точки, например, в сравнении с 2024 г.?

– Бизнес Совкомбанка очень тесно переплетен с экономикой России, поскольку банк универсальный и работает в каждом сегменте: во всей рознице, во всем корпоративном бизнесе – от предпринимателей до самых крупных российских компаний. И наши приоритеты неизменно подстраиваются под общий контекст. И если 2022– 2024 гг. были годами большого роста кредитного портфеля, когда было необходимо наращивать свою долю в бизнесе, то в этом году задача – чтобы все наши некредитные продукты прирастали быстрее, чем портфель. Это расчетные сервисы, в том числе международные расчеты, банковские гарантии, страховые продукты и проч.

По кредитному портфелю у нас задача – вырасти в районе 10%, сохранив высокое качество портфеля. Мы не собираемся как-то радикально изменять структуру портфеля – нет такого, что ипотечные продукты лучше, чем потребительские, или кредиты среднего бизнеса лучше, чем крупного. В каждом сегменте необходимо развиваться, расти и находить тех заемщиков, которые для банка наиболее интересны и менее рискованны. Вдобавок важно повышать проникновение услуг для каждого конкретного клиента. Такие задачи и приоритеты на этот год.

– Ряд розничных игроков, напротив, «прикрутили» сейчас необеспеченную розницу. Особенно на фоне того, что Банк России регуляторно довольно жестко ограничил этот сегмент. И у меня здесь два вопроса: какие у вас амбиции в рознице и что сейчас ограничивает банки в выдачах прежде всего – ключевая ставка или макропруденциальная политика ЦБ?

– Основной фактор ограничения роста – ключевая ставка. Чем выше ставка, тем больше потенциальный платеж по кредитам, тем сложнее заемщикам их обслуживать. Поэтому в любом случае – по требованию ли Центрального банка или просто из-за внутренних риск-политик – банк не может слишком много одобрять кредитов в такой период. Одновременно мы видим желание лучших заемщиков аккуратнее относиться к кредиту. Люди, принимая решение о том, купить холодильник сейчас в кредит или подождать и хранить деньги почти под 2% в месяц, склоняются ко второму варианту. Но и регулярные меры, конечно, добавляют ограничителей – от банков требуется очень значительный расход капитала, чтобы предоставить кредит даже тем заемщикам, которые в состоянии его надежно обслуживать. У универсальных банков чуть легче ситуация, потому что они могут перераспределять свой капитал между корпоративным сектором и розничным.

Наши продукты всегда были достаточно консервативны с точки зрения методик расчета показателя долговой нагрузки. Поэтому, может быть, на нас не так сильно, как на других, сказались меры ЦБ. Мы немного, но увеличили свою долю рынка за последние полгода. Но если в IV квартале это был рост кредитного портфеля, то в I квартале портфель не рос, но доля увеличилась, потому что у некоторых конкурентов выдачи падали.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Сделано с заботой: о новой отчетной нагрузке Сделано с заботой: о новой отчетной нагрузке

Постараемся разобраться в правовой основе требований для налогоплательщиков

Ведомости
Цветочный компас на участке Цветочный компас на участке

Идеи по выбору растений для всех сторон света

КАНТРИ Русская азбука
Передовики производства и потребления Передовики производства и потребления

Рэнкинг 100 крупнейших мировых платформ

Эксперт
Пробежать мышкой Пробежать мышкой

Обзор удобных программ для планирования интерьера дома и участка

КАНТРИ Русская азбука
Мария Куликова: «Моя жизнь перевернулась в одно мгновение» Мария Куликова: «Моя жизнь перевернулась в одно мгновение»

Пожалуйста, дайте мне какую-нибудь дрянь сыграть!

Коллекция. Караван историй
Точно сказано Точно сказано

Первая коллаборация часового бренда с автомобильным — Aurus

RR Люкс.Личности.Бизнес.
«Нам пора сформулировать закон сохранения цивилизации» «Нам пора сформулировать закон сохранения цивилизации»

Можно ли подружиться с умной машиной? Не может ли она вытеснить человека?

Знание – сила
Поговорим после Поговорим после

Как уйти от неприятного разговора и не чувствовать себя виноватой

Лиза
Художник и знаток Художник и знаток

Как художники Возрождения помогали ученым, а порой и опережали их в изысканиях

Вокруг света
Индустрия со вкусом Индустрия со вкусом

Какой сейчас является пищевая промышленность Москвы

Ведомости
Прямо с куста Прямо с куста

Ягоды — это радость для глаз и праздничный взрыв вкуса. Как за ними ухаживать?

КАНТРИ Русская азбука
Hовые имена в моде Hовые имена в моде

Сверкающее вау: новейшие супергерои модной индустрии!

Собака.ru
Спаржа Спаржа

Спаржа: простой способ добавить больше пользы в рацион

Здоровье
Секреты мотивации Секреты мотивации

Как вернуть мотивацию без изнурительной работы над собой?

Лиза
Локализация такси: что останется от отрасли? Локализация такси: что останется от отрасли?

Почему локализации машин такси затормозит таксомоторную отрасль

Монокль
Визионеры в балете: Нижинский, Баланчин, Нуреев, Эк Визионеры в балете: Нижинский, Баланчин, Нуреев, Эк

Историк танца — о тех, кто решил пойти против течения и перевернуть балетный мир

РБК
28, Пётр и ослик 28, Пётр и ослик

Рассказ Григория Служителя — про путешествие в прошлое на троллейбусе

Afternoon Seasons of life
Важно не бояться рисковать! Важно не бояться рисковать!

Лиза Федюкова, музыкант, основатель онлайн-платформы «Классиопея»

Лиза
Чем круче джип Чем круче джип

Семь машин и девять дней в штате Юта

Автопилот
ИИскусство: кому принадлежат авторские права на творчество нейросетей ИИскусство: кому принадлежат авторские права на творчество нейросетей

О деликатной природе авторского права в мире победившего ИИ

Forbes
Ливановы Ливановы

Ливановы: три поколения актеров и лучший Холмс по версии Елизаветы II

Караван историй
От Арктики до Тибета: как российские путешественницы исследовали мир От Арктики до Тибета: как российские путешественницы исследовали мир

Исследовательницы, которые доказали, что жажда открытий не знает границ

Forbes
На берегах Амура На берегах Амура

Хабаровск – город, который можно не только посетить, но и… носить в кошельке!

Лиза
Энергия вместо долга Энергия вместо долга

Как получилось, что США оказалась на грани дефолта?

Ведомости
Подкованный Подкованный

Тульский кроссовер-умелец Haval H7, ориентированный на комфорт и безопасность

Автопилот
Ирина Старшенбаум: «Не хочется в очередной раз говорить о том, как все плохо» Ирина Старшенбаум: «Не хочется в очередной раз говорить о том, как все плохо»

Ирина Старшенбаум — о трудностях перевоплощения в инфантильного персонажа

Ведомости
Над всей Испанией безоблачное небо Над всей Испанией безоблачное небо

Как восемь гигаватт «погасили» электрическую сеть Пиренейского полуострова

Монокль
Расширение без спроса Расширение без спроса

Почему сокращается количество заявок на семейную ипотеку на вторичное жилье

Ведомости
Не наступить на грабли Не наступить на грабли

Базовый набор инструментов для дачи: как правильно выбрать и хранить

КАНТРИ Русская азбука
Гидротрансформация Гидротрансформация

Как роботизированная КПП кроссовера Jetour T2 сочетает экономию и проходимость

Автопилот
Открыть в приложении