Ирина Старшенбаум:
«Не хочется в очередной раз
говорить о том, как все плохо»

В прокате идет обаятельный роуд-муви «Туда» – о путешествии по России мрачного таксиста (Петр Федоров) и беззаботной актрисы (Ирина Старшенбаум), после которого никто не останется прежним. Удивительно, но этот смешной и романтический фильм снял Иван Петухов, режиссер жесткого психологического триллера «Сестры» (2022) о домашнем насилии, где главную роль опять же сыграла Ирина Старшенбаум, звезда фантастики «Притяжение» и сказки «Огниво». «Туда» участвовал в конкурсе «Русские премьеры» последнего Московского фестиваля.
В интервью «Ведомости. Городу» актриса рассуждает, в чем трудности перевоплощения в инфантильного персонажа и действительно ли психотерапия помогает – или просто помогает поставить диагноз. А также рассказывает об опыте съемок в европейском кино и любимых прогулочных маршрутах по Москве.
«Страх близости она воспринимает как вызов»
– Я перебирал сейчас в голове ваши роли – и кажется, в фильме «Туда» вы впервые играете «девочкудевочку». Уже в «Притяжении» вы – пацанка, а потом сразу начались роли молодых женщин со взрослыми конфликтами и проблемами. Как считаете, сколько лет «внутреннему ребенку» вашей Веры?
– Думаю, лет пять-семь – примерно столько ей было, когда ушли родители. И от испуга, что она теперь навсегда останется одна, Вера отчасти «законсервировалась» в этом возрасте. Она уже взрослый человек, но действительно играет в девочку – придумывает какие-то авантюры, строит гримасы. Любыми способами пытается захватить ваше внимание – лишь бы никто не смог заметить, как ей грустно на самом деле и насколько она уязвима. Хотя, несмотря на «девочковость», Вера по-своему очень сильный человек. Она решила не быть жертвой и выстроила вокруг себя такую линию обороны – из юмора, мультяшных ужимок.
– Трудно было регрессировать в такого инфантильного персонажа?
– Поначалу – да. Я говорила Ване: «Получается, я играю психа?» На что он отвечал: «Да, но очаровательного психа». С возрастом у нас все-таки нарастает какое-то количество социальных масок, которыми мы себя защищаем. В одной ситуации ты общительный, в другой – холодный. А Вера всегда одна и та же, всегда ранима, ее очень легко обидеть. И докопаться до собственных уязвимых зон иногда мне было трудно. Помогло то, что Ваня – очень близкий мне человек. Мы не просто работаем вместе, но и еще сильно подружились. Поэтому Ваня многое обо мне знает – все время подходит на площадке и нашептывает: «А помнишь, была у тебя такая ситуация?..» (Смеется.) Я утрирую, конечно, но Ваня и правда, как хороший психотерапевт, знает, куда копнуть, в каком направлении исследовать персонажа.
– Мне интересно, как вы сформулируете: почему все же вашу Веру так триггерит герой Петра Федорова? Почему она все время «тыкает палкой» в Вадима?
– Как же пройти мимо. Обычно же все ведутся на ее чары – такая непосредственная, как ребенок. Обаятельная, известная. Что ни попросит – ей все дают, играют в ее игры. А тут нашелся дядя, который не ведется ни на одну манипуляцию. Поэтому эмоциональную недоступность Вадима, его страх близости она воспринимает как вызов. И во время этого путешествия между героями возникает подобие созависимых отношений: ей нравится его испытывать, ему – увиливать.
– Среди прочего, Вадим и Вера спорят о пользе психотерапии. Вадим утверждает, что все это бесполезная блажь, Вера ему возражает. Вы на чьей стороне?
– Это наш с Ваней давний спор. Многие, как Вадим, считают, что походы к психотерапевтам просто помогают умными словами объяснить, что в тебе не так, но не более того. У меня другой взгляд: ну нет же, это неправда, благодаря хорошей психотерапии все равно ты слой за слоем снимаешь часть груза, который мешает тебе жить. Да, не всегда процесс происходит быстро. Но, если тебе повезет и ты найдешь честного психотерапевта, который не постесняется говорить болезненные и неприятные вещи о том, что с тобой происходит, то будет прогресс. Тебе будет больно какое-то время, но потом ты широко шагнешь. Я это утверждаю не голословно, а исходя из личного опыта. И Вера пока еще только идет по этому пути. Она же отличница – все выучила, все понимает, но ничего поделать не может. Пока сама жизнь не предлагает ей экстремальный опыт в лице Вадима, чтобы она сделала шаг вперед.