Святые разбойники
Истории о раскаявшихся преступниках, вставших на путь веры, существуют в разных религиях. Но многие представители криминального мира истово верят в Бога, не планируя прекращать преступную деятельность. Порой они создают альтернативные религиозные течения и культы. «Правила жизни» вспомнили несколько ярких примеров.

Нарушение закона – это всегда риск, что тебя поймают, ранят или убьют. Наверное, поэтому преступники так часто бывают религиозными. Так или иначе, во многих криминальных структурах, особенно когда речь идет об организованных группах, религиозная атрибутика и символы становятся неотъемлемой частью жизни.
«Ндрангета» – организованная преступная группировка из итальянского региона Калабрия – почитает своим покровителем святого архангела Михаила, и его икона есть у каждого ндрангетиста. Представители группировки утверждают, что несут справедливость и противостоят погрязшему в грехе государству. «Каморра» и «Сакра корона унита», ОПГ из Неаполя и Апулии соответственно, тоже почитают святого Михаила. Парадоксально, что официальная католическая церковь считает этого святого… покровителем полиции!
Но все это примеры апроприации преступными группами уже существующих святых. В Латинской Америке бандиты пошли дальше и создали собственные культы, которые стали перенимать законопослушные граждане.
Перед смертью все равны
Как юг Италии невозможно представить без мафиозных группировок, так и север Мексики – без наркокартелей.
Во многом подменившие собой государство, картели принялись создавать и собственную мифологию, и собственную религию.
Наряду с показной преданностью католической церкви представители картелей поклоняются и другому божеству – Santa Muerte, Святой Смерти. Этот культ связывают с городом Катемако, штат Веракрус, который снискал славу мексиканской столицы колдовства. Город расположен в самом центре страны – в тысяче километров от опасных северных штатов. На этой территории веками жили племена ольмеков и ацтеков, и индейские верования прочно вошли в местную культуру. В том числе и самые кровавые из них.
В современном виде культ Святой Смерти сложился уже в XX веке. Согласно легенде, Смерть в красном балахоне явилась одному из шаманов Катемако во сне. Он создал нелегальный храм Смерти и алтарь с ее статуей, и культ пошел в народ. Канонический образ Санта Муэрте напоминает Деву Марию, но вместо головы под балахоном – череп. В одном образе объединились две священные фигуры народного пантеона: Богоматерь и Миктлансиуатль – богиня смерти у ацтеков, которая традиционно изображалась в виде женщины с черепом вместо лица.
Со временем фигурки Смерти стали такими же популярными атрибутами домашних алтарей бедных мексиканцев, как статуэтки Иисуса Христа, святого Иуды Фаддея и Девы Марии Гваделупской. А культ Святой Смерти распространился за пределы Мексики – сейчас его последователи есть и в США, и в Сальвадоре. Едва ли не ключевую роль в этом сыграли преступные группировки, которые выбрали Санта Муэрте своей покровительницей. Раз для Смерти все равны, то и помогает она не только тем, кто ведет праведный образ жизни.