«Ножи мироздания постоянно нас травмируют»
В июле в онлайн-кинотеатре KION состоялась премьера сериала «Там, где цветёт полынь» о противостоянии между юной смелой героиней с необыкновенным даром предсказывать смерть и силами зла. В связи с выходом захватывающего мистического триллера мы пообщались с исполнителем одной из главных ролей, актером Риналем Мухаметовым, на весьма философские темы.
Вы уже посмотрели итоговую версию сериала?
Нет, конечно, я не видел ровным счетом ничего!
Но планируете посмотреть?
Да, конечно, мне очень интересно, что же из этого вышло. Тем более это сказка с прекрасным живым автором. Очень хочется узнать, что в итоге случилось в этой художественной совокупности. Мне даже интересно будет потом пообщаться с автором — какие у нее мысли по поводу экранизации книги.
Вы читали книгу Ольги Птицевой, по которой снят сериал? Какое впечатление она на вас произвела?
Конечно же, для меня книги — это более углубленный мир. Допустим, есть фильм «Троя», снятый по «Илиаде». Но вы же понимаете, что, мягко говоря, вошло не всё — в фильме примерно ноль с чем-то процентов от того, что есть в книге. Поэтому я рекомендую не сравнивать книгу и фильм. Скорее лучше считать, что киноистория — это вдохновение от прочитанного. Книга — удивительный проводник в мир твоих собственных фантазий, и у каждого он свой, со своей глубиной, необъятным мировоззрением, мышлением, со своей фантастической составляющей. Если кому-то будет интересно, я очень рекомендую прочитать книгу. Но если вы делали это до просмотра сериала, ни в коем случае не сравнивайте. «Троя», экранизации Данте, даже фильм Бондарчука-старшего «Война и мир» — это всё равно вдохновение, некое размышление на тему прочитанного. В нашем случае получилось то же самое: книга глубже, она более подробна.
Как вообще вы относитесь к мистике в литературе и кино?
Ну как я отношусь? Я этим дышу и живу. Всем, что касается мистики, фантастики. Я однажды посмотрел интересное аниме, где было сказано: «Правда всегда идет рядом с вымыслом». Вот это мой путь, я всегда вижу мир через призму чего-то мистического, фантастического, иллюзорного, абстрактного, но все эти формы, безусловно, имеют мысль, суть и чувство истины. Это не просто форма ради формы, это форма, имеющая суть, мысль и жизнь. Для меня такие проекты — глоток необходимого свежего воздуха.
Как и почему вы присоединились к проекту? Чем вас заинтересовала роль Кастета или сама история?
Мне всегда нравится, когда назревающие бытовые вопросы решаются художественным жестом, художественными красками. В данном случае это сказка о взрослении девочки, которая становится самостоятельной девушкой. Жизнь в разных ее обличиях предлагает героине сыграть в игру. Это абсолютно сегодняшний день, в котором любой подросток (да и я, когда был подростком) сталкивается с выбором между светом и тьмой, каждый намечает свой путь. И в этом мире встречаются люди, которые хотят использовать твою юность, прикоснуться к ней, тоже стать на какое-то время молодыми. Я посчитал, что это интересно. Ну и роль Кастета в данной истории — посередине. Если мы говорим о Данте, то это такое «Чистилище», так скажем. Он и не хороший, и не плохой. Он не пытается выставить себя в невероятно добром свете, но и ни при каких условиях не хочет подчиняться злу. Я считаю, это очень честная философия. Может быть, не совсем правильная, учитывая, чем он занимается в фильме, но зато он помогает юной девочке справиться с ее страхами, проблемами. Это такой мудрый наставник, хоть и с изъянами, но мудрый и добрый. И сильный отчасти, потому что он сделал выбор в пользу свободы, а в наше время на это не каждый может пойти.
Со стороны Кастет создает впечатление такого одинокого волка, который всегда готов помочь спасти мир, но на самом деле ни к кому не привязан, нигде надолго не задерживается. Но это со стороны. А как этот герой ощущался «изнутри», с вашей точки зрения?
Отчасти так и ощущался. Одиночество можно рассматривать как такой буддийский путь. А в его случае это все-таки больше от недоверия, потому что мир, в котором воспитывался он, был достаточно лживым. Он решил больше не входить ни к кому в доверие, потому что так проще — ты ни за кого не несешь ответственности. Ответственность — удел сильных людей. Но благодаря персонажу Вики (Виктория Агалакова исполнила главную роль Ульяны. — Прим. OK!) он неожиданно понимает, что настал тот момент, когда он должен преодолеть свое табу, свой собственный запрет на взятие ответственности. Он должен поверить и войти в доверие. Он один из первых, кто поверил в ее силу, в то, что она может быть лучше многих, кого он знает или знал. А вера — это такой душевно-божественный дар. Поэтому я считаю, что Кастет не совсем плохой, и находиться в его шкуре очень ответственно и ценно. Весьма поучительно и интересно вышло для меня как для человека, который исполнял эту роль.
Приходилось ли как-то особенно готовиться к этой роли? Может, настраиваться на такое буддийское одиночество?
Не помню, сколько уже мне было лет к моменту съемок, но, полагаю, за 30. Это небольшой срок для жизни, я бы даже назвал его юным для себя, но тем не менее уже сложился какой-то опыт из вопросов и поиска ответов на них. Для меня путь — это когда у тебя много вопросов и ты пытаешься найти на них ответы. Видимо, весь тот бэкграунд, который у меня был накоплен за это время, я и использовал в работе над ролью.
У вас с вашим персонажем есть что-то общее?