Как сокращение площади льда в Арктике повлияет на разные отрасли

МонокльНаука

Тепло, еще теплее: будет ли профит от таяния льдов в Арктике

По новым расчетам ученых, при применении адаптационных мер к изменению климата на Российском Севере совокупный эффект для разных отраслей превысит 1 трлн рублей

Вячеслав Степовой

Одно из положительных следствий глобального потепления для России - увеличение продолжительности навигации по Северному морскому пути без ледового покрытия в результате быстрого сокращения площади арктических льдов. ИТАР-ТАСС/ Пресс-служба Геологического института

Арктика тает так быстро, что ученые вынуждены постоянно перестраивать модели сокращения ее ледового покрова, но во всех сценариях вывод одинаков: через несколько десятилетий Северный Ледовитый океан в летний период полностью освободится ото льда. По оценкам Межправительственной группы экспертов по изменению климата (МГЭИК), при агрессивном потеплении это произойдет как минимум на один сезон до 2050 года, но к подобным прогнозам стоит относиться скептически: ранее часом икс разные научные группы называли и 2037 год, и даже 2028-й. По данным спутниковых наблюдений, которые ведутся с 1979 года, площадь морского льда уменьшается в среднем на 13% каждое десятилетие. В сентябре 2024 года, согласно исследованиям NASA и американского Национального центра данных по снегу и льду (NSIDC), ледяной покров арктических морей достиг 4,28 млн квадратных километров — это самый низкий показатель за всю историю наблюдений, примерно на 1,94 млн (на 45%) меньше среднего за последние 30 лет.

В новом исследовании ученые из Института физики атмосферы им. А. М. Обухова РАН поставили вопрос о последствиях стремительного сокращения площади морского льда в Арктике, его влияние на судоходство и геополитическую обстановку. Для нашей страны, а площадь Арктической зоны составляет 28% ее территории, в этом контексте принципиальна обстановка вокруг Северного морского пути (СМП), который является важной внутренней логистической артерией, соединяющей северные территории с европейской частью России, Уралом, Сибирью, Дальним Востоком, и одновременно альтернативой Суэцкому каналу на пути из Европы в Азию. Чем быстрее Северный Ледовитый океан освободится ото льда, тем менее затратной станет перевозка грузов, так как необходимость строить технологически сложные контейнеровозы высокого ледового класса отпадет. Но геополитических рисков при этом возникнет больше.

«Начиная с 2020-х годов климатические модели указывают на формирование условий для безледной навигации за пределами российской исключительной экономической зоны, — отмечает один из авторов работы, директор Института физики атмосферы им. А. М. Обухова РАН академик Владимир Семенов. — Продолжительность этого периода растет практически линейно и может превысить 2,5 месяца уже к середине века (сейчас продолжительность этого периода в календарном году колеблется в пределах от 0 до 35 суток. — “Монокль”). После 2050 года темпы увеличения периода открытой воды начинают различаться: при умеренном сценарии рост замедляется, а при агрессивном — продолжается и может достичь 3,5 месяца к 2075 году и до 5,5 к концу века».

Улучшение ледовой обстановки в Арктике делает возможным создание Северо-Западного морского пути (СЗП) через Северный Ледовитый океан вдоль северного берега Северной Америки и Канадский Арктический архипелаг. Пока этот гипотетический маршрут не рассматривают как прямую альтернативу СМП, он, скорее, будет страховать в международной торговле перегрузку Панамского канала (как СМП — Суэцкого), но сама перспектива интенсивного судоходства в Арктике, по мнению ученых, должна закладываться в планы экономики региона.

У СМП, конечно, есть существенное преимущество перед СЗП: он уже обладает самой мощной в Арктическом регионе инфраструктурой и активно развивается. Общий бюджет Севморпути до 2035 года составляет 1,8 трлн рублей, тогда как перспективы Северо-Западного пока туманны. Тем не менее, как считают ученые, возможность создания СЗП — аргумент в пользу того, чтобы основную ставку в СМП сделать на внутреннюю логистику, а дополнительную — на международную. Структура сегодняшних грузоперевозок СМП также больше ориентирована на внутренние потребности: по итогам прошлого года был установлен очередной исторический рекорд — 37,9 млн тонн перевозок по этому маршруту, однако вес транзита международных грузов в них недотянул даже до 10%. Кстати, с улучшением ледовой обстановки фактический объем грузоперевозок СМП может превысить его целевые показатели — 150 млн тонн к 2030 году и 220 млн к 2035-му.

Обращают внимание ученые и на то, что таяние льдов Северного Ледовитого океана влечет за собой смещение комфортных климатических зон на север, а вслед за ним неизбежно начнет смещаться экономический и геополитический центр тяжести в нашем полушарии. В частности, с увеличением безледного окна за пределами исключительной экономической зоны (ИЭЗ) иностранные суда смогут без согласования с Россией не только возить грузы из Европы в Азию, но и ловить рыбу, проводить геологические изыскания и разворачивать любую экономическую деятельность. Вероятно, именно Арктика станет следующим регионом, вокруг которого в обозримом будущем развернутся главные геополитические баталии с участием ведущих держав.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Быстрее, выше, сильнее: как 3D-технологии меняют обувь Быстрее, выше, сильнее: как 3D-технологии меняют обувь

Аддитивные технологии обещают приспособить под производство идеальной обуви

Монокль
Человек с пистолетом и совестью Человек с пистолетом и совестью

Чем Клинт Иствуд важен не для истории кино, а для нас сегодняшних

Weekend
Однажды в Белом море Однажды в Белом море

Соловки – фантастической красоты природа и наблюдение за белухами

2Xplore
Исследование: духи разрушают защитное поле организма. К чему это может привести? Исследование: духи разрушают защитное поле организма. К чему это может привести?

Использование духов и лосьонов способно нарушить микробиом кожи человека

Inc.
Маршрут построен Маршрут построен

Как экономить на поездках в метро в разных городах России

Лиза
Переходим на летнее время Переходим на летнее время

7 актуальных задач, которые легче решить под ярким солнцем

Лиза
Тело в цифрах Тело в цифрах

Параметры тела, которые очень важно регулярно отслеживать

Лиза
Атмосфера жизни Атмосфера жизни

Загородный подмосковный дом с интерьером вне времени

SALON-Interior
В уюте и прохладе В уюте и прохладе

Как защитить квартиру от жарких солнечных лучей

Лиза
Как выбрать кроссовки для спорта Как выбрать кроссовки для спорта

8 советов, которые помогут подобрать правильную обувь для тренировок

Лиза
«Эхо победы в Лондоне-2012 до сих пор работает» «Эхо победы в Лондоне-2012 до сих пор работает»

Сергей Тетюхин о киногеничности олимпийского финала и новом поколении игроков

Ведомости
Женщины, которые слишком много думают: почему мы так зацикливаемся на негативе Женщины, которые слишком много думают: почему мы так зацикливаемся на негативе

Почему женщины зацикливаются на тревожных мыслях? Ищем ответы в книге психолога

Forbes
«Жена айтишника»: с чем сталкиваются женщины, которые эмигрируют из-за работы мужа «Жена айтишника»: с чем сталкиваются женщины, которые эмигрируют из-за работы мужа

Как повышение близкого человека может стать источником проблем

Forbes
Самка шимпанзе из заповедника Будонго вытерла пенис самца листьями после спаривания Самка шимпанзе из заповедника Будонго вытерла пенис самца листьями после спаривания

Как можно судить о зарождении медицины у людей на примере шимпанзе

N+1
В Германии, в Германии, проклятой стороне В Германии, в Германии, проклятой стороне

Как советского солдата удержали от мести при штурме Германии

Монокль
Узнать за 60 секунд Узнать за 60 секунд

Почему мы стремимся ускорить все процессы и как это влияет на наш мозг

Men Today
Пики козыри Пики козыри

О взрослых, которые не уставали играть с детьми

Afternoon Seasons of life
Программа возвращения стройности Программа возвращения стройности

Многие женщины в разные периоды жизни хотели бы снизить вес. Как это сделать?

Добрые советы
«Джинсовая лихорадка»: как джинсы в СССР были культом, символом и объектом желания «Джинсовая лихорадка»: как джинсы в СССР были культом, символом и объектом желания

Что положило начало так называемой джинсовой лихорадке в СССР?

Правила жизни
Наш Май Наш Май

Книги с иллюстрациями Мая Петровича Митурича, не сомневаюсь, есть в каждом доме

Наука и жизнь
Отдых в стиле прованс Отдых в стиле прованс

Загородная дача в авторском прочтении французской классики

SALON-Interior
Почему течет масло в машине: причины и способы устранения проблемы Почему течет масло в машине: причины и способы устранения проблемы

Все про течь масла: откуда течет, как найти, опасно ли

РБК
Акцент на глаза Акцент на глаза

Выбираем патчи для глаз на все случаи жизни

Лиза
Зеленые защитники Зеленые защитники

Какие партнерства садовых растений обладают удивительными способностями?

Добрые советы
Саар Харари: «Хочу строить, а не разрушать» Саар Харари: «Хочу строить, а не разрушать»

Расшифровываем язык гаги — танцевальной практики родом из Израиля

Afternoon Seasons of life
Еда до востребования Еда до востребования

Прежде всего стоит определиться, чем и как начинять банки

КАНТРИ Русская азбука
«Мы не воюем, мы работаем» «Мы не воюем, мы работаем»

О службе в Афганистане и Чечне, а также о специфике работы советских погранвойск

Монокль
На зарядку становись: как развиваются инфраструктурные технологии для электромобилей На зарядку становись: как развиваются инфраструктурные технологии для электромобилей

Как инфраструктура для электромобилей способна изменить рынок

Forbes
Зовите на мечту: как предпринимателю собрать команду — советы Александра Мутовина Зовите на мечту: как предпринимателю собрать команду — советы Александра Мутовина

Как собрать команду, с которой бизнес будет расти?

Forbes
Канны-2025: Кафка в замешательстве Канны-2025: Кафка в замешательстве

Фильмы, сквозной темой которых стали неумирающие призраки прошлого

РБК
Открыть в приложении