Еще раз про банальность зла: в Каннах показали фильм Серебренникова о докторе Менгеле
На 78-м Каннском кинофестивале Кирилл Серебренников, только что получивший французский орден Почетного легиона, представил новый фильм «Исчезновение Йозефа Менгеле» о нацистском враче-преступнике. Кинокритик Тамара Ходова задается вопросом, что же режиссер хотел сказать зрителю в этом визуально красивом фильме

Кирилл Серебренников — один из главных любимчиков Каннского фестиваля. Все его фильмы, начиная с «Ученика» в 2016 году, были в официальной программе смотра. Канны поддерживали режиссера во время домашнего ареста, показывая его картины «Лето», «Петровы в гриппе» в основном конкурсе, когда Серебренников физически не мог находиться на Лазурном побережье.
Его фильм 2025 года «Исчезновение Йозефа Менгеле» участвовал в фестивале вне конкурса, а сам Серебренников пришел на премьеру уже в новом статусе — за несколько дней до этого министр культуры Франции Рашида Дати вручила ему орден Почетного легиона, одну из высших наград страны. Перед показом зрителям художественный руководитель Канн Тьерри Фремо во вступительном слове подчеркнул, что раньше режиссер представлял Россию, однако сейчас «по понятным причинам» Серебренников больше ее не представляет.

В создание «Исчезновения Йозефа Менгеле» вложилось пол-Европы. Только на представление логотипов различных компаний перед фильмом ушло восемь минут. Фильм снят на немецком языке и основан на книге французского писателя Оливье Гезе. Это совместное производство Франции, Германии, Великобритании и Испании. Йозеф Менгеле (Аугуст Диль) — немецкий врач, член национал-социалистической партии Германии, который во время Второй мировой войны работал в Освенциме, проводя бесчеловечные эксперименты и отправляя заключенных в газовые камеры. Из-за своей жестокости он получил кличку «Ангел смерти». После падения рейха, как и многие нацисты, Менгеле сбежал в Южную Америку, где всю жизнь скрывался от израильской разведки Моссад и умер от сердечного приступа.
В небольшом прологе сообщается, что история о том, как Менгеле скрывался от возмездия, — это настоящий «детектив». Однако в самой картине нет и толики интриги. Серебренникову неинтересно, как была устроена охота за одним из главных преступников XX века. Все события представлены исключительно с точки зрения самого Менгеле. Фильм прилежно следует за героем, разделяя периоды его жизни по его фальшивым кличкам и паспортам, которые доктор использовал в разных странах Южной Америки, скрываясь от суда.