Фонотека
«Лучшие музыканты – это художники», – может быть, вы слышали такую шутку. Но, как известно, в каждой шутке есть доля шутки. О том, как изобразительное искусство и арт-колледжи повлияли на развитие поп-музыки, рассказывает Андрей Бухарин.
Да простят меня музыканты, что называется, от Бога, но популярную музыку во многом двигали вперед люди, так или иначе связанные с изобразительным искусством.
Особенно это заметно на примере британской музыкальной сцены, где с 1960-х годов и на протяжении нескольких десятилетий тон задавали выпускники многочисленных арт-колледжей. Дело в том, что до прихода неолиберальных 1980-х Великобритания была социально ориентированным государством, и правительство субсидировало множество художественных школ, в которые принимали тех, кто недостаточно хорошо сдал выпускные школьные экзамены, чтобы поступить на серьезные университетские факультеты. То есть арт-колледжи оказывались своего рода «отстойниками» для тех, кто не хотел тянуть пролетарскую лямку на заводе и при этом имел минимальные артистические наклонности. «В Англии, если вам повезет, вы попадете в арт-колледж. Туда запихивают всех, кого больше некуда пристроить», – пишет в своей автобиографии Кит Ричардс, сам оказавшийся в таком положении.
Эти учебные заведения пропускали через себя молодежь, которая не ждала жизненной и социальной предопределенности. Важны были даже не знания, которые арт-колледжи могли дать, а та среда, атмосфера свободы, в которой варились и общались друг с другом студенты. В них культивировалась творческая индивидуальность, что позволило тем студентам, которые подались в растущий как на дрожжах шоу-бизнес, не бояться экспериментировать и сделать в итоге из привычной, непритязательной музыкальной поп-жвачки прорывное искусство, ставшее важнейшим для второй половины ХХ века.
Причем в большинстве своем звезды тогдашней молодежной музыкальной революции не получили специального музыкального образования. Тот же Джими Хендрикс, гений электрогитары, вообще не знал нотной грамоты.
Тогда, в 1960-е, не изучали и не преподавали поп-музыку, она только рождалась. Рэй Дэвис, фронтмен The Kinks, важной группы того времени, говорил: «Если бы я пошел в колледж изучать музыку, я бы стал просто очередным профессионалом».
К примеру, первый лидер Pink Floyd Сид Баррет был талантливым молодым художником, подающим большие надежды, а его коллеги по группе учились на архитекторов.