«Месье поправляет пенсне»
Не знаю, откуда взялась эта стихотворная строчка у меня в голове, но почему-то всякий раз, когда поправляю очки на носу, она мне вспоминается. Наверное, потому, что по-французски «пенсне» именно это и означает – «сожми нос»
Сегодня по меньшей мере 4 миллиарда жителей Земли носят очки. А 75% земного населения, то есть три четверти, так или иначе используют различные средства для коррекции зрения. Помню, как на первом курсе университета я вдруг стала хуже видеть. Постоянно носить очки врачи не советовали, но уж на лекции – точно! И еще помню, как я их стеснялась и старалась после лекции поскорее спрятать в портфель: уж больно некрасивые они были. Зато теперь можно найти оправу для очков на любой вкус, подобрать любого цвета и под любой тип лица. Более того: даже при идеальном зрении можно носить наимоднейшие очки с простыми стеклами, без диоптрий. Просто так – чтобы подчеркнуть красоту и статус. А кстати, было время, когда именно с этой целью очки и покупали. Но – обо всем по порядку.
Воспламеняющие зеркала
Еще древние греки и римляне подметили: если стеклянный шар наполнить водой, он начнет увеличивать предметы в размере. Но объясняли это не выпуклой формой шара, а свойством воды. Да это было и неважно: смекалистые владельцы «заведений общепита» украшали такими шарами витрины, заливали в них воду и бросали плоды, которые многократно увеличивались в размерах, возможно, поэтому блюда внутри заведения сквозь такие шары казались еще более аппетитными.
Наверное, никто из ученых не смог бы сказать точно, когда на земле появились первые изделия, способные увеличивать предметы. Во всяком случае, при раскопках Трои и на Крите были найдены оптические линзы из горного хрусталя, которые теоретически можно было бы использовать как оптические приборы для улучшения зрения.
Линзы были известны многим цивилизациям, включая римскую, греческую, эллинскую и исламскую. Тем не менее их не использовали для визуального увеличения предметов, а применяли исключительно для разведения огня путем концентрации солнечных лучей на фокусе линзы. Так линзы и получили свое характерное название – «воспламеняющие зеркала».
Кроме того, существует еще и историческая находка из гробницы фараона Тутанхамона: археологи нашли два тонких спила изумруда, соединенных бронзовой оправой. Возможно, именно от Тутанхамона пошла мода на солнцезащитные очки.
Чуть помоложе тутанхамоновых так называемые «линзы Нимрода» (по имени ученого), обнаруженные в городе Ниневия в Ираке в 1850 году. Они сделаны из кристалла VII в. до н.э.
Интересные находки были сделаны на раскопках в Швеции – кварцевые линзы, относящиеся к временам викингов X века н.э. И вот что удивительно: филигранность полировки элементов практически идентична той, которую применяли в начале XX века. Находка обрамлена в серебряную оправу и приспособлена для ношения на шее. Очевидно, что такие линзы являлись не только украшением, но и средством улучшения зрения, особенно во время мелких ремесленных работ.
Самые ранние письменные упоминания о линзах мы находим в трудах арабского ученого Ибн аль-Хайсама (Альгазена, Х-ХI в.). Он так описывал свойства преломления света через шарообразные стекла: «Если смотреть сквозь сегмент стеклянного шара, то он мог бы увеличивать предметы». Таким образом, Ибн аль-Хайсам (Альгазен) по праву считается одним из изобретателей очков. В свое время он писал, что с помощью стеклянного шара можно влиять на слабое зрение человека.
Позже мы встречаем упоминания о линзах в песнях миннезингеров – немецких средневековых поэтов-певцов (последняя треть XIII века). А уже в 1300-1301 годах Венецианский государственный совет запрещает использовать для производства очков плохое стекло: производителям предписывается для этих целей брать только лучшее, то есть хрустальное стекло.
В начале XIV века очки уже часто упоминаются в дошедших до нас источниках.
В Испании XVII века очки служили скорее для отражения статуса, чем для коррекции зрения. Чем выше на социальной лестнице находился человек, тем больше были линзы его очков. Нетрудно представить себе, с каким трудом испанский гранд удерживал на носу пружину с линзами, каждая из которых – размером с ладонь.
От изобретения очков до их массового распространения с заушниками (прообраз нынешних дужек) прошло 450 лет. И опять же: никто не знает имени изобретателя заушников, однако сроки их появления известны – это первые десятилетия XVIII века.