Предметный разговор
Софья Симакова, искусствовед, соучредитель галереи SAMPLE, куратор секции дизайна ярмарки молодого современного искусства blazar, по просьбе «Правил жизни» рассказывает о феномене коллекционного дизайна.
Коллекционный дизайн – это следующий шаг в пирамиде утончения эстетического вкуса, который наступает после близкого знакомства и погружения в моду и современное искусство. Интерес к дизайну – не в широком смысле слова, а именно к предметному, наблюдается в Европе на протяжении уже нескольких лет и только продолжает нарастать. Подтверждение тому можно найти, взглянув на невероятно насыщенную программу самого громкого события в индустрии – Миланской недели дизайна, где за семь дней случается более ста открытий, ярмарок, выставок и вечеринок. В этом году неделя дизайна совпала с превью Венецианской биеннале и, нужно заметить, составила ей большую конкуренцию.
Постоянное появление новых ярмарок коллекционного дизайна также свидетельствует о росте ниши, только за 2024 год на рынок вышли яркие Thema Paris и Collectible New York. Если посмотреть на программы крупных музеев и институций, для которых дизайн не является профильным, то и там можно обнаружить уклон курса по этому направлению. В этом году я посетила выставку индийского бюро Studio Mumbai в Fondation Cartier, колоссальную ретроспективу Йозефа Хоффмана в Музее искусства и истории в Брюсселе и выставку предметов латинского дизайна в МoМА в Нью-Йорке.
Безусловным маркером остается индустрия моды, которая всегда умела подхватывать горячие мировые тренды и использовать их в своих маркетинговых целях. Сотрудничество брендов-гигантов с дизайнерами стало такой же нормой, как в свое время бесчисленные коллаборации с художниками, а затем и с архитекторами. Мои любимые примеры последних таких взаимодействий – стол-бюро дизайнера Laurids Gallee и Dolce & Gabbana, стулья Гаэтано Пеше для показа Bottega Veneta и инсталляция коллектива We Make Carpets и Issey Miyake.
Ситуация на российском рынке развивается не так ярко, но активно стремится в том же направлении. Государственные инициативы вроде Московской недели дизайна, такие образовательные проекты, как A-house, новые имена в нетиражном коллекционном дизайне, популярность больших брендов, например Delo design, растущее количество номинаций на премии Interior+Design, выпуски журналов, посвященные этой горячей теме, и, конечно, появление большого количества новых галерей, специализирующихся на «предметке», – все это и многое другое свидетельствует о безусловном тренде на дизайн. Предвижу и сама инициирую коллаборации крупных компаний (маркетплейсы, банки, девелоперы и прочее) именно с дизайнерами и архитекторами. Также заметно, как галереи, которые ранее представляли только произведения художников, все чаще обращаются к работам дизайнеров, SAMPLE среди таких галерей.
Путь SAMPLE по направлению к дизайну схож с тем, что мы прошли, развивая и становясь лидерами ниши молодых художников. Несколько лет назад я обратила внимание, что предложение ограничено между очень дорогими предметами мебели и экспортом или массовым производством тиражных и не самых выдающихся вещей. Такие же наблюдения были и о рынке современного искусства, где мы в свое время искали середину между постерами Ikea и дорогущими картинами галерей-мастодонтов.