История болезни: двойная мораль
Коммунистические вожди, публично клеймившие враждебное буржуазное окружение, не доверяли своё здоровье «классово надёжным» отечественным медикам и охотно обращались за помощью к представителям того самого ненавистного Запада.
Многие видные большевики до событий 1917 года провели долгие годы в Западной Европе. За это время они смогли не только укрепиться в своём неприятии капитализма, но и оценить преимущества качественной западной медицины.
«Упаси боже от врачей-большевиков!»
Пример подал сам основатель Советского государства — Владимир Ленин. Сохранилось его ироничное письмо к Максиму Горькому.
«Известие о том, что вас лечит новым способом “большевик”, хотя и бывший, меня, ей-ей, обеспокоило, — писал не кто иной, как лидер большевиков. — Упаси боже от врачей-товарищей вообще, врачей-большевиков в частности! Право же, в 99 случаях из 100 врачи-товарищи “ослы”, как мне рассказал хороший врач. Уверяю вас, что лечиться (кроме мелочных случаев) надо только у первоклассных знаменитостей. Пробовать на себе изобретение большевика — это ужасно!»
Вот и Ленин не стал рисковать. Когда в 1922 году здоровье вождя дало серьёзный сбой, то лечили его именно специально приглашённые звёзды европейской (в основном немецкой) медицины: Отфрид Фёрстер, Георг Клемперер, Адольф фон Штрюмпель, Оскар Минковски, Освальд Бумке, Макс Нонне и другие.
Однако ситуация оказалась настолько серьёзной, что не помогли даже европейские светила. В январе 1924 года Ленин скончался.
Прибегать к консультациям иностранных врачей было нормой для большевистских вождей 1920-х годов. Лев Троцкий, Николай Бухарин, Григорий Зиновьев, Лев Каменев и десятки других видных большевиков в сложные минуты обращались за помощью не к медикам из «системы Семашко» (первого советского наркома здравоохранения), а именно к иностранцам.