Три митрополита
Идеал православной симфонии — это согласное, гармоничное сосуществование священства и царства, когда Церковь благословляет деятельность государства, получая взамен помощь в проповеди и окормлении верующих. Князь Иван Данилович Калита, похоже, особо ценил подобное «созвучие».
Киевский во Владимире
Русские князья получали ярлык на княжение в Орде, а русские митрополиты — утверждение своего статуса в Константинополе.
Почти каждый князь понимал важность близкого себе духовного лидера и часто старался отправить в Царьград за разрешением «своего человека» — либо уроженца своей земли, либо особо близкого себе священника или игумена.
В первые века существования кафедры на Руси большинство митрополитов были либо греческого, либо болгарского происхождения, но и они глубоко вовлекались в русскую политику и противостояния между князьями. Великий князь Иван Данилович успел застать за свою жизнь трёх митрополитов: Максима, умершего в 1305-м, Петра, почившего в 1326-м, и Феогноста, пережившего князя.
Первый был греческого происхождения и прибыл из Константинополя на Русь ещё в 1283-м. Именно он после разорения Киева ханом Тохтой в 1299-м перенесёт свою резиденцию во Владимир-на-Клязьме. Это был если не первый шаг на пути возвышения Москвы как церковной столицы, то шаг именно в эту сторону, хотя вопрос переноса кафедры возник ещё при прежнем митрополите, Кирилле. Максим «пас церковь Христову 23 года» и оставил по себе добрую память, а Русской православной церковью почитается в лике святителя.
Одной духовной стороной служение митрополита не исчерпывалось: он лично «посадил на великокняжеский престол» Михаила Ярославича Тверского (получившего ярлык от хана) и, возможно, пытался сгладить конфликт с Юрием Даниловичем, хотя любая биография святителя сообщает, что поддерживал он тверских князей против московских.
Смерть митрополита изменила расклад княжеских сил: Михаил Тверской желал поставить митрополитом своего кандидата — игумена Геронтия, и отправил его в Константинополь, но патриарх Афанасий предпочёл другого игумена — Петра Ратенского.
Митрополит Максим установил правило о постах, добавив к Великому посту Апостольский, Успенский и Рождественский. В том же «правиле» отметил обязательность церковного брака: «Жена для спасения человеческого. Если же держите их в блуде, без венчания: что за помощь тебе? Нет, упрашивай и понуждай их, пусть, стары ли или молодые оне, венчаются в церкви».
Чудотворец Пётр
Пётр, как и его предшественник на престоле, почитается как святитель, так что и его биография известна главным образом из жития. Разумеется, родился он у благочестивых родителей, с детства и даже до рождения был окружён знамениями и видениями. Что касается фактов, то известно, что родился он на Волыни, а отроком поступил в монастырь. Позднее на реке Рате построил келью и основал Новодворский монастырь, где стал игуменом и обрёл репутацию кроткого и добродетельного наставника. Согласно житию, в монастырь к Петру заглядывал и митрополит Максим, которому игумен подарил икону собственного письма. Первым светским властителем, который заинтересовался Петром Ратенским, стал галицкий князь Юрий Львович: именно он отправил Петра в Константинополь, надеясь сделать его митрополитом Галицким. Вопрос покинутой Киевской кафедры