Чем стрит-арт отличается от вандализма?

Правила жизниКультура

Cтенка на стенку

Директор Института исследования стрит-арта, арт-директор галереи Ruarts, а также кураторы студий «Стрит-арт хранение» и «Тихая» рассказали «Правилам жизни» о том, как художники совмещают работу на улице с музейными выставками и чем стрит-арт отличается от вандализма.

Записал Александр Быковский

В финальном эпизоде сериала «Нарушители» герой Кристофера Уокена закрашивает граффити с изображением крысы, над которым большими буквами написано имя Бэнкси. Ирония заключается в том, что в реальной жизни владельцы зданий, на которых Бэнкси оставляет свои работы, старательно их оберегают: сегодня рекордная аукционная стоимость студийной работы художника составляет $25,4 млн.

Уличное искусство по понятиям: граффити, стрит-арт, паблик-арт

Почему произведения одних уличных художников стоят миллионы, а работы других коммунальные службы закрашивают без зазрения совести? Для начала разберемся в терминологии. Как и в любой другой субкультуре, в уличном искусстве есть свой жаргон. Слова вроде «бомбинг» или «тег» мало что скажут непосвященному, но понятны любому граффити-райтеру. Если буквально переводить с английского, то граффити именно пишут, а не рисуют, точно так же, как нишевую парфюмерию слушают, а не нюхают. Обилие заимствований из английского тоже не случайно. Хотя первыми граффити можно считать образцы наскальной живописи, в своем современном виде культура уличного искусства зародилась в 1960-е годы в Нью-Йорке. Тогда этот «плавильный котел» бурлил вовсю, а неблагополучные кварталы становились ареной разборок уличных банд. В знаменитом мюзикле той поры «Вестсайдская история» (адаптация сюжета «Ромео и Джульетты») конфликт разворачивается между «Акулами» и «Ракетами». Оставляя в городе стилизованные названия группировок и свои имена, то есть теги, банды как будто размечают территорию. Так что субкультура уличного искусства изначально была заточена на выстраивание коммуникации внутри закрытого сообщества.

Работа Никита Dusto

Отголоски этих противостояний сохраняются и сегодня. Прежде всего они характерны именно для граффити, которые не принято приравнивать к стрит-арту в целом. «Имея общее в своей природе – нахождение на улице и независимость, – эти субкультуры сильно разнятся, – объясняет художник Максим Има. – В основе граффити лежит тотальный эгоизм, чаще всего выражающийся в тиражировании собственного имени, и конкурентная борьба. Цель – внутренний диалог райтера с райтером. Стрит-арт же чаще оглядывается на зрителя, пытается щегольнуть эстетикой или разумным подходом к пространству, пытаясь нести какой-то посыл. Конечно, это все пластично, и многие авторы балансируют на стыке двух дисциплин, но не у всех получается».

Пожалуй, главный аспект, который роднит стрит-арт и граффити, это их правовой статус. «И то и другое – это исключительно нелегальная деятельность человека или группы лиц, которые рисуют по собственному желанию», – подчеркивает Анна Нистратова, директор Института исследования стрит-арта. Для остального искусства, которое появляется на улицах с разрешения и при поддержке городских властей, есть отдельный термин – паблик-арт. К нему относятся все работы, создаваемые в рамках фестивалей уличного искусства или по заказу крупных компаний. В этих случаях любой проект, будь то городская или частная инициатива, имеет свой бюджет. К его реализации приглашаются профессиональные кураторы и художники, которые заранее согласовывают с инициаторами проекта эскизы. «Если смотреть глобально, то все кроме паблик-арта – это вандализм. С точки зрения буквы закона это так, какие бы термины мы ни использовали», – признается Алина Зоря, главный куратор петербургского «Стрит-арт хранения».

Искусство или нет?

Прежде чем проводить грань между стрит-артом и вандализмом, нужно разобраться в том, почему то или иное изображение в общественном пространстве становится искусством. По мнению художника Petro (Aesthetics group), этот вопрос скорее лежит не в искусствоведческой, а в морально-этической плоскости. «Тут все сложнее, – уверен Petro. – Чем является конкретная уличная работа для конкретного художника – искусством, развлечением, протестом? А для общества?» Если в случае с граффити мы имеем дело в первую очередь с желанием самоутвердиться, обратить на себя внимание других райтеров, то создание, например, муралов (масштабных росписей на стенах. – «Правила жизни») – это уже обращение к более широкой аудитории. Чем ярче и технически совершеннее выполнен мурал, тем больше у него шансов понравиться горожанам. Но существуют и другие примеры. «Порой стрит-артом и граффити занимаются люди совершенно неподготовленные, – говорит Анна Нистратова. – Они не считают себя художниками, не имеют соответствующих навыков и амбиций, но хотят высказываться в общественном поле и имеют смелость это делать». В любом случае, выходя на улицу, художник автоматически вступает в сложные отношения с городской средой. И статус его работы, будь то сделанный мимоходом тег или многометровый мурал, будет зависеть от того, как сложатся эти отношения.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Открыть в приложении