Писатель для бедных. 130 лет со дня рождения Михаила Зощенко
Дворянин по происхождению, Михаил Зощенко побывал царским офицером, записался добровольцем в Красную армию, где был командиром пулеметной команды и полковым адъютантом, через полгода демобилизовался по болезни. А в историю русской литературы XX века он вошел как сатирик. О творческом пути Михаила Зощенко, его популярности и травле в честь 130 лет со дня рождения писателя «Сноб» поговорил с доктором филологических наук, профессором Санкт-Петербургского университета Игорем Сухих
Игорь Николаевич, к середине двадцатых годов Зощенко стал одним из самых популярных писателей. О своем стиле он писал в статье «О себе, о критиках и о своей работе» в 1928-м: «Фраза у меня короткая. Доступная бедным». Но читали Зощенко не только «бедные». В чем особенность его юмора?
Если посмотреть на ранние вещи, то это банальная символистская проза. Читая его ранние письма жене, невозможно поверить, что их писал автор «Бани» и «Аристократки». К «прозе для бедных» он идет достаточно извилистым путем через увлечение символистами. Блоком. И вдруг появляется совершенно другой писатель. Анонимная эпиграмма середины 1920-х годов «Под пушек гром, под звоны сабель / От Зощенко родился Бабель» говорит о том, что стиль Зощенко воспринимается как одна из новых норм. Зощенко придумывает себе образ «исполняющего обязанности пролетарского писателя». А строится этот образ на двух составляющих: малый жанр (рассказ, сценка) и переоткрывание сказа, почему в его ранних произведениях так слышится Лесков. Зощенко придумал маску простодушного рассказчика и, в отличие от Чехова, не страдает комплексом автора малого жанра. Особенность его юмора не только в комичных сюжетах, но и в том, что внутри сказовой манеры автор играет с читателем. Например, в рассказе «Нервные люди» описан скандал на коммунальной кухне. И сказано: «Тут в это время кто-то и ударяет инвалида кастрюлькой по кумполу. Инвалид — брык на пол и лежит». Зощенко ставит точку и дописывает одно слово: «Скучает». Если история о скандале рассчитана на непритязательного читателя, то «скучает» делает прозу Зощенко поэтической. То есть юмор Зощенко привлекал и простодушного читателя с улицы, и тонких знатоков. Алексей Ремизов сказал: «Берегите Зощенко. Это наш современный Гоголь». В юмористических рассказах Зощенко переплетаются канцелярит и высокий стиль. В повести «О чем пел соловей» Василий, гуляя с Лизочкой, на ее поэтический вопрос, о чем поет соловей, отвечает: «Жрать хочет, оттого и поет». Когда Зощенко меняет стиль в середине 1930-х, его обаяние исчезает.
Интересно, а герои типа Василия, воплощенного мещанина-пошляка, себя узнавали?
Да. Думаю, им было радостно, что про них пишут, они не замечали в юмористических фельетонах трагизма. Главное — про них рассказали или кого-то припечатали! Письма писателю как раз свидетельствуют о читательской любви.