История развития морских беспилотников. Часть 1
Родоначальником морских дронов, вероятно, можно считать телеуправляемый кораблик известного ученого Николы Теслы (1856−1943). Этот управляемый по радио аппарат длиной около 1,8 м был впервые представлен публике в 1898 году в Мэдисон-Сквер-Гарден в Нью-Йорке. В то время это казалось совершенно фантастическим!
Патент «Описание метода и аппарата по управлению механизмом движущихся судов или транспортных средств» на это изобретение был выдан 8 ноября 1898 года. В нем упоминается и возможность военного применения устройства: «Гарантированная и безграничная разрушительность моего изобретения позволит установить и поддерживать вечный мир среди народов». Для этого предполагалось оснастить аппарат зарядом взрывчатки.
Впервые в военном деле подобный вид оружия был применен немцами в годы Первой мировой войны. В первом десятилетии XX века по проектам германского инженера Вильгельма фон Сименса были построены управляемые по радио и проводам катера. С началом Первой мировой войны работы в этой области активизировались.
Инициатором создания взрывающихся катеров выступила фирма «Siemens–Schuckert», использовавшая свои довоенные наработки в области дистанционного управления кораблями.
В сентябре 1915 года кайзеровский флот заказал первые 12 дистанционно управляемых катеров FL (Fernlenkboot – лодка с дистанционным управлением). Всего в строй вступили 17 таких катеров.
Катера водоизмещением 6 т несли 230 кг взрывчатки и развивали скорость 28–30 узлов. Управление осуществлялось с берега через кабель длиной 20 км и общим весом 800 кг. Подрыв взрывчатки осуществлялся контактным взрывателем, сигналом по кабелю или при обрыве этого кабеля. Для размещения постов управления на побережье Северного моря строились специальные вышки, с которых обеспечивалась видимость до 25 км.
В качестве корректировщиков использовались самолеты и дирижабли морской авиации, что позволяло увеличить дальность действия телеуправляемых катеров до 50 км. К осени 1917 года на катерах FL-8, FL-14, FL-16 была установлена аппаратура радиоуправления, обеспечивающая дальность действия катеров до 100 км.
Катера типа FL использовались на Балтике и у побережья Фландрии. Для этого в Либаве, Кольберге, Зеебрюгге и Остенде были построены 30-метровые вышки постов берегового управления.
Успехи катеров были весьма скромными, часть из них была потеряна по техническим причинам. Первая успешная операция с участием телеуправляемых катеров была проведена 1 марта 1917 года. Катер FL-7 врезался в мол в передовом пункте базирования британского флота на бельгийском побережье и полностью разрушил его на протяжении 50 м.
У побережья Фландрии главной целью стали британские мониторы, производившие обстрелы германских позиций. 6 сентября 1917 года во время атаки на мониторы был потоплен радиоуправляемый катер FL-8. Однако 28 октября немцы взяли реванш. В районе бельгийского порта Остенде FL-12 атаковал монитор «Эребус», следовавший в охранении 15 кораблей. Катер нанес удар в правый борт «англичанина», взрывом был разрушен противоторпедный буль, и произошел подрыв боезапаса в кормовом погребе. Несмотря на повреждения, «Эребус» остался на плаву, но ему пришлось стать на двухнедельный ремонт.
3 ноября 1917 года в Рижском заливе катер FL-4 попытался атаковать русский эсминец, но был потоплен артиллерийским огнем.
Из-за малой результативности и проблем с системами дистанционного управления 9 катеров FL было решено превратить в обычные сторожевые катера, вооруженные 37-мм пушками.
Самыми крупными, хотя еще довольно примитивными, морскими дронами стали корабли-мишени. В 1920 году в США в строй вступил первый из них: устаревший эскадренный броненосец «Айова», построенный еще в 1896 году, был переоборудован в корабль-цель СВ-4.
Система дистанционного управления машинами и рулем, разработанная фирмой «Дженерал Электрик», позволяла кораблю выполнять пять простейших радиокоманд. Это давало возможность достичь реальной имитации морского боя для учебных артиллерийских стрельб и авиационного бомбометания. Экипаж выводил корабль-мишень в район учений, покидал CB-4, и затем управление велось по радио со специально оборудованного корабля. В дальнейшем американцы переоборудовали в радиоуправляемые корабли-цели старый линкор «Юта» и несколько эсминцев.
Вскоре аналогичные телеуправляемые корабли появились и на флотах Великобритании, Германии, Италии и Японии. Один из немецких кораблей-мишеней «Гессен» по репарациям достался СССР.
Эскадренный броненосец «Гессен», построенный в начале XX столетия, в середине 30-х годов был переоборудован в корабль-цель: вместо паровых машин были установлены турбины, смонтированы новые котлы на жидком топливе, система радиоуправления фирмы «Сименс» могла выполнять 200 команд, включая постановку дымовой завесы и имитацию ответного огня. В качестве корабля управления использовался старый миноносец «Блиц».