Обозрение армии и флотаОбщество
Бесчеловечный флот Америки
Большие безэкипажные надводные аппараты ВМС США
На протяжении многих столетий господство на море достигалось за счет создания мощного флота. Армады боевых кораблей, имеющих многочисленные экипажи и оснащенных артиллерийским, а затем торпедным и ракетным вооружением, должны были в генеральных сражениях громить вражеские флоты, нарушать морские коммуникации противника и разрушать его береговые укрепления. В двадцатом веке к надводным кораблям добавились подводные лодки и морская авиация, существенно повысившие боевой потенциал флота и расширившие зону его операций. Но в новом тысячелетии ситуация должна радикально измениться – задачу обеспечения господства на море в значительной мере будут решать … роботы.
По крайней мере, в этом уверены Военно-морские силы (ВМС) и Корпус морской пехоты (КМП) Соединенных Штатов, командование и военные эксперты которых разработали и вот уже на протяжении нескольких лет активно воплощают в жизнь амбициозную программу создания новой, бесчеловечной армады – подразделений автономных необитаемых, безэкипажных и беспилотных боевых систем различного назначения, которые будут решать широкий круг задач – от ведения разведки и обеспечения связи до выставления минных полей и поражения целей – в надводном, подводном, воздушном и наземном операционных доменах.
«Стратегия Военно-морских сил и Корпуса морской пехоты в отношении безэкипажных систем подразумевает создание для действий в воздухе, на водной поверхности и в подводной среде, а также на побережье быстро адаптирующихся (к изменяющейся тактической, оперативной и стратегической обстановке) и сведенных в единую операционную сеть боевых систем, которые позволят получить доступ в передовые районы, недоступные по различным причинам для обитаемых боевых платформ, обеспечат более высокую ситуационную осведомленность, повысят боевой потенциал за счет увеличения дальности, более высокого коэффициента напряжения сил и настойчивости в действиях, а также предоставят командованию возможность принимать необходимые решения быстрее, чем это сможет сделать противник, – указывается в заявлении, подготовленном от имени заместителя министра ВМС США по исследованиям, разработкам и закупкам Фредрика Стефани, заместителя начальника морских операций (начальника штаба) ВМС США по вооружению вице-адмирала Джеймса Килби и заместителя коменданта КМП США по вопросам боевого применения и интеграции войск и главы Командования по разработке концепций боевого применения морской пехоты КМП США генерал-лейтенанта Эрика Смита для специального заседания по безэкипажным системам вооружений, разрабатываемым в интересах Министерства Военно-морских сил США, проводившегося 18 марта 2021 года под эгидой Подкомитета по морской мощи и экспедиционным силам Комитета по Вооруженным силам Палаты представителей Конгресса США. – Достигнутая в результате существенно лучшая ситуационная осведомленность об обстановке на поле боя обеспечат Военно-морским силам и Корпусу морской пехоты возможность нарушить боевой порядок противника, а также позволят реализовать такие наступательные стратегии и тактические приемы, которые нивелируют любые особенности театра военных действий, которые могли бы негативно сказаться на действиях наших моряков и морпехов».
В данной публикации мы рассмотрим общие направления и кратко опишем основные программы в области создания надводных роботизированных систем, реализуемые сегодня и на перспективу командованием американских ВМС и КМП. Программы в области создания подводных необитаемых аппаратов и более подробные обзоры отдельных проектов будут опубликованы в последующих номерах журнала.
Боевые роботы – асимметричный ответ ВМС и КМП США
Сегодня в рамках американского военно-морского министерства создается «модульный и высокоэффективный надводный флот роботизированных систем боевого и вспомогательного назначения», который позволит ВМС с одной стороны существенно повысить досягаемость при воздействии на противника, а с другой – качественно улучшить защиту экипажных боевых платформ от агрессивных действий неприятеля.
Важная роль безэкипажных и автономных надводных систем в «гибридном военном флоте» будущего была подробно исследована и однозначно подтверждена в рамках проведенных американскими военно-морскими специалистами «Анализа альтернатив надводных боевых сил будущего» (Future Surface Combatant Force Analysis of Alternatives) и в «Документе по возможностям надводных боевых сил будущего на начальном этапе их развития» (Future Surface Combatant Force Initial Capabilities Document). При этом особо значимость для «гибридного» флота будущего была отмечена в части, касающейся средних и больших безэкипажных надводных боевых систем, которым командование ВМС и КМП уделяет в этой связи первостепенное внимание.
«Для того, чтобы сражаться и победить в эру соперничества великих держав, Министерство (военно-морских сил) стремится активно инвестировать в современные автономные системы оружия, в надежные средства связи и обмена данными и в безэкипажные системы, которые все вместе позволят в конечном итоге создать действительно хорошо интегрированную человеко-машинную сеть, распространенную на весь наш флот», – подчеркивал в этой связи министр ВМС США Томас Харкер.
В чем же причина такой активности американских адмиралов и генералов?
А дело в том, что за последние годы благодаря научно-техническому прогрессу в различных сферах были разработаны и внедрены в жизнь такие новые технологии, которые не только радикально изменили нашу повседневную жизнь, но и способствуют серьезному изменению самого характера войны как таковой. При этом большую опасность представляет тот факт, что целый ряд подобного рода технологий разработан в коммерческом секторе для широкого применения, что в итоге делает их легко доступными для овладения враждебными государственными и негосударственными игроками. Одна из таких технологий – роботизированные системы, в том числе полностью автономные.
«Военно-морским силам для решения возникающих проблем в области обеспечения безопасности требуется гибридный флот, – подчеркивал в этой связи начальник морских операций (начальник штаба или, как часто принято считать, командующий) ВМС США адмирал Майкл Гилдей. – Нам нужны платформы для одновременного летального и нелетального воздействия на противника во всех операционных доменах и по нескольким направлениям сразу. В будущем безэкипажные системы обеспечат нашему флоту дополнительные возможности – в воздухе, на поверхности моря и под водой».
По мнению военных экспертов, безэкипажные системы вооружения и военной техники способны повысить ударные возможности флота и морской пехоты, обеспечив им при этом возможность решать более широкий круг задач и с большим коэффициентом оперативного напряжения, а также повысив их живучесть при ведении боевых действий. Также такие системы дают командованию возможность более эффективно решать задачи сдерживания противника и поддерживать готовность своих сил на более высоком уровне.
Серьезным аргументом в пользу более активного внедрения безэкипажных и, особенно, автономных боевых систем, по мнению американского военного командования, является появление у потенциальных противников Америки, коими в первую очередь сегодня считаются Китай и Россия, современных высокотехнологичных систем вооружения, отличающихся большой дальностью и высокой точностью поражения. В результате, как считают заокеанские военные эксперты, носителям таких средств поражения – как подводным лодкам и надводным кораблям, так и морской авиации – уже нет необходимости подходить на сравнительно близкую дистанцию к корабельным группировкам ВМС США или к их военно-морским базам и пунктам базирования.
Ответом на это, по мнению командования ВМС и КМП, будут как разработка собственных средств поражения еще большей дальности и точности, так и создание армады безэкипажных и автономных боевых систем различного назначения, которые обеспечат США асимметричный ответ и позволят прорваться внутрь хорошо охраняемых противником «бастионов», не рискуя при этом жизнями своих военнослужащих.
«Безэкипажные системы приведут к фундаментальному сдвигу в том, как Министерство военно-морских сил осуществляет свои операции на морских театрах войны. Внедрение безэкипажных и автономных систем вооружения – для действий под водой, на ее поверхности и в воздушном пространстве над ней – обеспечивает огромные преимущества, такие как более высокие коэффициент оперативного напряжения и дальность действия, повышенные скорость и качество обработки данных, что в итоге позволяет более быстро принимать необходимые решения и существенно снизить риск для личного состава, – указывается в упомянутом ранее совместном заявлении представителей флота и морской пехоты США. – Более того, движение в сторону менее крупных боевых платформ дает нам возможность не только нарастить наступательный потенциал, но и одновременно решить проблему увеличения численности флота».
При этом стоит особо отметить тот факт, что способность автономных безэкипажных систем к расширению зоны действий флота и морской пехоты на контролируемые противником – полностью или частично – акватории и районы побережья, не подвергая при этом риску жизни своих военнослужащих, обеспечивает командованию возможность существенно «повысить оперативный риск» с целью добиться большего успеха в тактическом, оперативном или даже стратегическом плане.
Тщательно проанализировав все вышеуказанное, командование ВМС и КМП США пришло к выводу о необходимости в максимально кратчайшие сроки выполнить разработку и запуск в практическую реализацию особой и масштабной программы разработки всех типов и классов безэкипажных боевых и вспомогательных систем подводного, надводного и воздушного применения, в рамках которой планировалось объединить все проекты, осуществлявшиеся в интересах флота и морской пехоты до этого. А для того, чтобы все, предпринимаемые в этом направлении действия, были лучше скоординированы и отличались большей эффективностью, 16 марта 2021 года в рамках Министерства ВМС США была введена в действие «Концепция развития безэкипажных систем» (Department of the Navy Unmanned Campaign Framework. March 16, 2021, 38 pp.).
Данный документ имеет две основные части: концептуальную, включающую общие концептуальные положения и стратегии в отношении развития и применения по предназначению безэкипажных систем для действий в подводном, надводном и воздушном операционном доменах, и плановую, в которой содержится общий график работ по этой тематике и основные контрольные рубежи реализации программы.
«Концепция развития безэкипажных систем Министерства военно-морских сил охватывает все вопросы, связанные с доктриной, организацией, обучением, техническими решениями, руководством и обучением, личным составом, базированием и политикой. Этот документ представляет собой общую основу для всей программы и подкрепляется подробными планами реализации на более высоком уровне. Все вместе они определяют конкретную стратегию, основанную на реалистичной оценке каждой области на сегодняшний день, – отмечает министр ВМС США Томас Харкер во вступительном слове к «Концепции». – Дальнейший путь требует целостного подхода к разработке и развертыванию безэкипажных систем, гарантирующего, что отдельные технологии смогут работать в рамках более широкой архитектуры сетевых систем ведения боевых действий при поддержке со стороны «правильных» людей, верной политики, концепций ведения боевых действий и различных иных сопутствующих факторов и средств».
С тех пор в рамках Министерства ВМС, в которое организационно входят Военно-морские силы и Корпус морской пехоты, специально сформированные отделы и группы специалистов постоянно осуществляют аналитическую проработку, моделирование, прототипирование и демонстрационные испытания различных безэкипажных и автономных систем вооружения и военной техники, которые в ближнеи среднесрочной перспективе позволят повысить эффективность оперативной деятельности флота и морской пехоты и заложить фундамент американской военно-морской мощи нового, высокотехнологичного уровня, а в более отдаленном будущем – добиться решительного превосходства над любым противником, в первую очередь – КНР и РФ.
Следует также отметить, что активное внедрение в боевые порядки флота и морской пехоты полностью автономных боевых систем настоятельно требует соответствующей и причем серьезной доработки всего комплекса военно-доктринальных документов, организационно-штатных и управленческих структур, системы организации и проведения учебной и боевой подготовки, а также систем базирования и материально-технического обеспечения американских ВМС и КМП.
«В настоящее время Военно-морские силы приступили к интеграции безэкипажных систем в состав оперативных сил, действующих по всему миру. Это потребует разработки новой концепции боевого применения флота и за счет внедрения уникальных и прорывных технологий, которые могут предложить только безэкипажные системы, приведет к более активному развитию взаимодействия между человеком и машиной», – указывается в этой связи в уже упомянутом нами ранее докладе представителей Министерства ВМС США, подготовленном для Конгресса США в марте 2021 года.
И постепенно такие мероприятия, на полную реализацию которых, по оценке заокеанских экспертов, уйдет несколько лет американскими военными уже реализуются, включая и проведение достаточно крупных исследовательских учений, в ходе которых отрабатываются методы и способы применения «бесчеловечных бойцов» в соответствии с тем кругом задач, которые в настоящее время возложены на Министерство ВМС США. Так, например, в январе 2021 года была принята рабочая концепция боевого применения надводных безэкипажных систем (USV CONOPS), разработанная специалистами 1-го дивизиона по разработке методов и способов применения безэкипажных надводных систем ВМС США (Surface Development Squadron One – SURFDEVRON).