Решить проблему дефицита кадров в России поможет налоговая инновация СССР?
В послании Федеральному собранию президент Российской Федерации поставил задачу решить две взаимосвязанные проблемы — увеличить производительность труда и обеспечить экономику работниками: со слов Владимира Путина, «трудовых ресурсов просто нет». Директор Центра проблем организации, финансирования и межтерриториальных отношений в здравоохранении Финансового университета при правительстве РФ Андрей Рагозин рассказал об отличиях экономик России и стран Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) и о том, как систему налогообложения РФ можно сделать более эффективной.
«Действительно, увеличение производительности труда в России (в 2023 году — 30 постоянных международных долларов ВВП в час с учетом ППС) до среднего показателя развитых стран ОЭСР (59 долларов в час) эквивалентно удвоению численности занятых в российской экономике.
Проблема в том, что высокая производительность труда в странах ОЭСР за последние несколько десятилетий достигнута за счет двух основных механизмов: замещение труда капиталом (инвестиции в основные фонды и технологические инновации) и глобализация — экономия на масштабах производства и распределение разных этапов создания стоимости в наиболее удобных для этого странах. В результате реальная медианная заработная плата в странах ОЭСР перестала зависеть от производительности труда, и идет перераспределение рынков в пользу капиталоемких «фирмсуперзвезд» с низкой долей труда.
Необходимый России быстрый рост производительности труда с помощью этих «долгоиграющих» механизмов затруднен, тем более в условиях экономических санкций. Поэтому актуален самый простой метод повышения производительности труда — убрать налоговые ограничения, которые мешают платить больше тем, кто лучше работает.
Критическое ограничение — так называемый налоговый клин (НДФЛ + социальные отчисления), разница между ценой труда для работодателя и зарплатой, получаемой работниками на руки. Никак не влияя на производительность работников, налоговый клин должен быть уплачен независимо от реализации продукции и рентабельности — даже в случае простоя.
Тем самым около трети затрат на труд в России сегодня носит непроизводительный характер. При этом налоговый клин для основной массы работников с семьями в России значительно выше, чем в большинстве стран ОЭСР (см. таблицу 1).
Нетрудно заметить, что, помимо сниженных по сравнению с Россией налогов на труд для семей наемных работников, фискальная политика стран ОЭСР стимулирует занятость женщин с детьми. Исторически сложилось так, что в этих странах нет развитой сети социальных яслей и детских садов. Поэтому масштабное снижение налогов на труд обоих супругов в случае хотя бы частичной занятости жены позволяет нанять няню или оплатить частный детский сад. На фоне нехватки дошкольных детских учреждений в России такое налоговое решение может помочь снизить дефицит кадров.