«От города ГУЛАГа к моногороду. Принудительный труд и его наследие в Воркуте»
С какими трудностями сталкивались новоприбывшие работники
В начале 1930-х годов на берегах реки Воркуты появился угледобывающий лагерный комплекс, который входил в систему ГУЛАГа. Уже в конце 1950-х годов он превратился в промышленный город, демонстрирующий достижения СССР в освоении Крайнего Севера. В книге «От города ГУЛАГа к моногороду. Принудительный труд и его наследие в Воркуте» (издательство «НЛО»), переведенной на русский язык Робертом Ибатуллиным, историк Алан Баренберг рассказывает о политических и экономических изменениях, которые сопровождали трансформацию Воркуты, а также о преемственности между двумя этапами ее развития. Предлагаем вам ознакомиться с фрагментом, посвященным социальной интеграции людей, которые приезжали в Воркуту жить и работать.
Интеграция и тревоги
Чтобы преобразовать Воркуту в моногород, властям было необходимо в первую очередь привлечь в нее десятки тысяч завербованных работников. Но этот этап репопуляции города оказался сравнительно простым и был успешно пройден. Гораздо сложнее оказалась проблема интеграции этих новых работников в социумы города, окрестных поселков и местных предприятий. 25 сентября 1956 года новый директор КВУ Н. В. Шерстнев в речи на пленуме городского комитета партии поставил это главной целью для всех руководителей в Воркуте. Говоря о низких показателях производства за первые девять месяцев 1956 года, он пожаловался: «Причины провала ясны. <...> По собственной нашей вине мы повторяем ошибки прошлого года. При досрочном освобождении заключенных в этом году мы не позаботились о своевременном пополнении кадров и их обучении. <...> В настоящее время мы можем принять демобилизованных из армии, которые уже поступают, и принять их должным образом, разместить, обучить и послать их на уголь — вот задача всех наших организаций». Будучи директором самой важной и могущественной экономической организации в растущем моногороде, Шерстнев признавал, что город будет в долгосрочной перспективе успешным лишь в том случае, если удастся удержать в нем достаточное количество работников и обучить их работать продуктивно.
Но чтобы интегрировать завербованных работников, мало было поддерживать должный приток квалифицированных рабочих. Городское, партийное и производственное начальство стремилось также сформировать граждан и рабочих особого типа. В частности, они заботились о том, чтобы защитить новых работников от потенциально негативного влияния множества бывших заключенных и ссыльных, остававшихся в городе. Поэтому, когда Шерстнев говорил, что работников нужно интегрировать «должным образом», он имел в виду не только создать хорошие условия и тем побудить остаться в городе. Они должны были влиться в правильные социалистические коллективы и избегать тлетворных влияний, которые все еще сильно ощущались в Воркуте.
Социальная интеграция, по крайней мере в теории, начиналась с прибытия работников на вокзал. Как показывает пример первых комсомольцев-добровольцев, о которых говорилось в начале этой главы, во встрече новых работников был ярко выраженный ритуализированный элемент как со стороны встречающих, так и со стороны встречаемых. Представители города принимали новоприбывших торжественно и церемониально, а те высказывали свое желание влиться в трудовые, комсомольские и городские коллективы. Во встречах на вокзале был и важный практический элемент. Работники прибывали в новый и незнакомый город, часто в разгар зимы, на вокзал в нескольких километрах от шахт и строек. Большинство их приезжали, не имея даже отдаленного представления, где они будут работать и жить. Если бы их не встретили, новоприбывшие мигранты пропали бы. Газета «Заполярье» указывала: «Дело чести комсомольских организаций и хозяйственников — встретить их с достоинством и с первых дней окружить всеобщим вниманием».
Но 9 июня 1956 года, всего через четыре дня после такой торжественной встречи первой группы комсомольцев-добровольцев из Сыктывкара, второй поезд с молодыми рабочими вообще был проигнорирован официальными лицами. В передовице местной газеты потом ругались: «Не будем гадать, по чьей вине, но их на вокзале никто не встретил. И только после звонка одного из вновь прибывших в горком комсомола на вокзал срочно были поданы автомашины». Вопреки официальной риторике и редким разрекламированным историям успеха, интеграция новых работников была крайне затруднена из-за недостатка ресурсов и внимания (если не открытого пренебрежения) со стороны местных властей, якобы ответственных за нее.