Анна Теплицкая
Романы, разводы, большие деньги, отцы и дети — сериал «Наследники» есть у нас дома! Писательница, преподаватель литературы и дочь миллиардера Анна Теплицкая в сентябре выпускает свой дебютный роман «Все их деньги». В семейной саге она рассказывает историю становления петербургского бизнеса 1990-х, основанную на самых что ни на есть реальных событиях — прототипом московской девелоперской компании из книги стал известный петербургский холдинг. Впрочем, сами герои, по утверждению автора, вымышлены. Но конечно же, кто-то все равно себя узнает.
Акулы бизнеса 1990-х против диджитал-поколения: кто победит в схватке за миллиардный капитал?
В сентябре выходит ваш дебютный роман — семейная бизнес-сага «Все их деньги». Он основан на реальных событиях, и прототипы достаточно легко угадываются теми, кто в курсе становления финансовой элиты Петербурга 1990-х. Вы не боитесь, что с вами перестанут здороваться? Все-таки времена были не самые простые.
Немного опасаюсь, но это же литература. Редкий писатель любит говорить об автобиографической основе своего романа, но мне от этого не спрятаться. Все сюжеты о сделках, тонкости становления бизнеса, юридические сложности — настоящие, ведь я выросла в определенной среде, напиталась впечатлениями и знаю многие детали изнутри, тем не менее мои герои — все-таки вымышленные персонажи. Я мыслила типажами. Этот прием в русской литературе кто только не использовал — и Некрасов, и Радищев, и Салтыков-Щедрин: у их современников была целая забава угадывать прототипы, кого именно имели в виду авторы. Чехов и вовсе не скрывал, что пишет своих знакомых, по слухам, Исаак Левитан даже хотел вызвать его на дуэль, узнав себя в «Попрыгунье».
Я хотела, чтобы действующие лица моего романа демонстрировали набор качеств, воплощающих представление о коммерсантах, и характеры, как мне кажется, получились довольно правдоподобными. Богатые люди весьма похожи, и если кто-то найдет сходство с собой — это не моя проблема. Правда в том, что, если писать суровую документалистику, это не будет настолько захватывающе. Я ведь навертела событий, споров, ссор, интриг, скандалов. А вот что точно списано с реальности, так это фразы и словечки. Роман написан от лица мужчины, следовательно, мне нужно было передать, как думает 60-летний бизнесмен, как отличается стилистика его речи. Мой отец каждую пятницу надевает классический костюм и играет с друзьями в преферанс, поэтому я вела полевую работу — слушала разговоры, стараясь уловить даже интонации. В итоге мои персонажи зажили своей жизнью, стали действовать и даже разговаривать сами по себе — я очень удивилась, когда обнаружила на страницах много секса и мата, я ведь этого не планировала.
Почему вы, преподаватель русского и литературы, решили написать книгу про бизнес-сообщество? Не сериал ли «Наследники», говорят, списанный с семьи медиамагната Руперта Мердока, вас мотивировал на такой сюжет?
Это была спонтанная идея, которая привела меня к настоящему исследованию. Мне захотелось рассказать, как мы на самом деле живем. Частная жизнь элиты всегда вызывает дикий интерес, успех таблоидов на этом и построен. Но если убрать единичные публичные скандалы, это почти всегда обычные семьи, которые любят проводить время дома. Мне повезло, что дружба папиных партнеров перешла по наследству, мои лучшие подруги — Наташа Лейтис, дочь президента компании «Адамант», и Валя Спектор, дочь владельца группы компаний «Конти», мы общаемся семьями. В детстве такого не было, мешала разница в возрасте, зато после двадцати пяти лет мы объединились — общие темы, одинаковое воспитание.
В романе «Все их деньги» вы выводите конфликт отцов и детей: дети по шекспировской классике пытаются отжать бизнес у родителей — этот кейс тоже основан на реальных событиях?
Не буду скрывать, что, будучи подростком-максималистом, с осуждением относилась к некоторым поступкам наших отцов. Но они уникальные люди, безоговорочные бизнес-таланты, и мы, дети, в отличие от наших книжных прототипов, это признаём.
В 1990-х это были настоящие волки: стержневые, опасные, умнейшие. Это сейчас они более-менее «на спокойном», и поэтому наша реальная жизнь протекает достаточно размеренно, без особых конфликтов. В романе я решила это исправить и столкнула диджитал-поколение с ламповым.