Дизайнер Наталья Белоногова — о том, как превратить ресторан в театральную сцену

Правила жизниДизайн

«Тренд – опасное слово»

Наталья Белоногова, один из самых известных архитекторов и дизайнеров Москвы, поговорила с главным редактором «Правил жизни» Трифоном Бебутовым о том, как выбрать хорошего заказчика, превратить ресторан в театральную сцену и почему тяжело построить хорошую избу.

Фотограф Арсений Несходимов

Трифон Бебутов: Вы уже давно работаете. Как вам кажется, ментальность заказчика поменялась за последние 10–15 лет? Новая культура заказа на интерьер появилась?

Наталья Белоногова: Действительно, пока еще встречаются люди, полагающие, что работа с архитектором – это «я вам говорю, а вы то, что я говорю, исполняете». Либо: «Я сейчас пришлю то, как я хочу. Вы там имейте в виду, что я выбираю». А я отвечаю: «Прошу прощения, но на данный момент я тоже выбираю».

Трифон: Клиента?

Наталья: Ну конечно. Я внимательно слушаю потенциального клиента и анализирую, какие у него предпочтения, как вообще все устроено. Мне это интересно. Но тут же я подписываю договор, содержащий пункт о том, что заказчик знает, к кому обратился, знает мой стиль и мое портфолио. Сложно меня просить делать что-то, сильно выходящее за рамки моего видения и моего стиля. Я не делаю золотые диваны. Нет, я их делаю, но они все равно будут в моей стилистике. И я хочу остаться в ней. И когда вы будете говорить мне «а я хочу вот это!», «вот я вам присылаю», «я был на дискотеке в Дубае и увидел там вот такое»... К сожалению, порой такое встречается до сих пор в моей практике.

Трифон: В этом смысле архитектор созвучен художнику, несомненно. Если хочешь Айвазовского, вряд ли надо смотреть в сторону Джеффа Кунса.

Наталья: Да. Я и спрашиваю: «Зачем вы мне присылаете это? Вы же знаете, что я в этой стилистике не работаю, я такое делать точно не буду».

Или так: «А зачем вы ко мне-то пришли? Это же вообще не мое. Я могу вам дать телефон дизайнера, который отлично работает в этой стилистике, вам понравится».

Трифон: Видимо, у состоятельных людей не всегда есть понимание, что у архитектора или дизайнера интерьеров может быть свой стиль. Я думаю, они к архитектору относятся скорее как к исполнителю, который поможет красиво расставить мебель.

Наталья: Да, и работает с чертежной программой. Мне такое говорили. Знаете, в начале моей карьеры приходил банкир, очень обеспеченный человек, который сказал: «Я так тоже могу нарисовать. Я же к вам пришел, потому что у вас эта программа есть». А я ему: «Так пойдите на «Горбушку» (в те времена все там покупали программы), купите диск, установите себе программу – и давайте, замечательно».

Люди не всегда понимают, что творческие профессии – это тоже профессии. Да, ты зарабатываешь деньги таким образом, я зарабатываю деньги другим образом. Ты профессионал здесь, а я профессионал там.

Трифон: Ваш профиль – рестораны. Как и когда вы поняли, что ресторан – это не только кухня и еда, но еще и атмосфера? Запрос-то был всегда, но все казалось слишком вычурным. Когда появилась нынешняя эстетика? Годам к 2010-м?

Наталья: Наверное, да. Мы как раз начали заниматься этим. Раньше что у нас было? Одним из первых настоящие современные рестораны и кафе начал делать Аркадий Новиков. Все остальное – банкетные залы со скатертными столами и такими же примерно стульями. И это объясняется исторически, ведь до начала десятых был долгий период столовок. Рестораны вроде как были…

Трифон: Но для иностранцев. Они были сложнодоступны, назовем это так.

Наталья: Да. Мои родители рассказывали, как ходили в какой-то ресторан. И когда я расспрашивала, как он выглядел, что в нем было, они отвечали: «Ну, столы, скатерти, салфетки на столах». И все, больше нечего было описывать.

Раньше были ресторан «Яръ» и ему подобные. Ими всегда занимались. Исторически рестораны всегда были при гостиницах. А еще раньше – таверны. Потом был период «безресторания» – с вот этими столовками, кафешками.

Трифон: Думаю, сами рестораторы к 2010-м уже везде поездили, посмотрели. Да и гости поездили, у них появился запрос.

Наталья: Я время отмеряю от «Уголька». «Угольку» десять лет, открылся в 2013-м. До него был Аркадий Новиков со своей «Сиреной», которой – на секундочку – 25 лет. Он привез поваров, технологии. Он сам повар, прошел весь путь становления – от самых низов до империи. Он рассказывал, как приезжал за границу, приходил с друзьями в рестораны и везде просил показать, как устроена кухня. Не только сидел, смотрел на эти скатерти, впитывал дизайн. Ему было интересно, как люди это делают, что внутри?

Для моей работы это тоже очень важно. Я же не могу сказать: «Ой, вы технологию сами разрабатывайте, меня это не интересует, я вам тут все красиво нарисую, а что там дальше, меня не волнует».

Мне важно все: где будет бар, где – открытая кухня, что увидит человек, когда зайдет, каким будет его первое впечатление. Поэтому мы обсуждаем с шефами и технологами, где будет размещено оборудование, чтобы это было красиво. Мы сразу представляем: так, гость сидит здесь, видит вот это. Бывает до 30 вариантов планировки. И только потом я начинаю работать полноценно.

Трифон: А почему важно не прятать процесс готовки?

Наталья: Открытая кухня дисциплинирует. Если она закрыта, там может происходить что угодно – как в сериалах, когда летают сковородки.

Я, кстати, помню первый ресторан Аркадия Новикова, который я открыла, – это был Chips в Москве. На Петровке, три этажа – ресторан, бар и терраса. Они сделали открытую кухню. Все уже было построено, а он пришел ко мне и спрашивает: «А вы рестораны делали?» Я отвечаю: «Никогда рестораны не делала». А он: «Ничего страшного, сейчас начнем, вы все поймете». Идеально! Человек ведь мог испугаться, убежать.

Трифон: Почему он именно к вам пришел?

Наталья: Он пришел сначала в магазин «3.14» на Петровке и увидел дизайн. Две недели бегал по городу, меня искал. Нашел и говорит: «Я в Москве такого не видел! Хочу с вами поработать!» Пел мне дифирамбы минут двадцать. А я: «Аркадий Новиков? Правда?» Смотрела в телефон и не могла поверить.

Мне хотелось делать рестораны. Я гостеприимная, люблю готовить, у меня огромные застолья собираются. И все мне твердили: «Наташа, почему ты не делаешь рестораны?» А я: «Да не знаю почему». И когда он пришел, подумала: «Господи, это просто счастье какое-то!»

Так вот, открывается ресторан с открытой кухней, а шеф – абсолютнейший истерик, орет на поваров, рядом стоят столы с гостями… И все, они приняли решение, что с ним расстаются, потому что это невыносимо. Негостеприимно. Это потом уже в Москве появилась культура открытых кухонь и шефов, которые прекрасны, эмпатичны и зрелищны, как актеры. На них приятно смотреть. Они шикарны в кадре. А за счет того, что их вывели на сцену, их стоимость поменялась, скажем так.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Vicootes Vicootes

Рагим Джафаров сочетает интеллектуальность с сюжетностью

Правила жизни
Чем съемка Игр в Париже отличалась от съемки Олимпиады в Сочи — рассказывает Андрей Болтенко Чем съемка Игр в Париже отличалась от съемки Олимпиады в Сочи — рассказывает Андрей Болтенко

Почему парижское открытие Игр и революционное, и «жульническое» одновременно

СНОБ
Предметный разговор Предметный разговор

Искусствовед Софья Симакова рассказывает о феномене коллекционного дизайна

Правила жизни
Город вокруг урочища Город вокруг урочища

Петрозаводск: успешная трансформация государственного индустриального города

Weekend
«В мире еще есть что-то, способное заинтересовать» «В мире еще есть что-то, способное заинтересовать»

Отец Андрей Щенников рассказал о том, как живет церковь в эпоху потребления

Правила жизни
«Худшее время в жизни»: россияне рассказали о том, какие травмы им нанесла школа «Худшее время в жизни»: россияне рассказали о том, какие травмы им нанесла школа

Как справиться с издевательствами в детском возрасте?

Psychologies
Роман Балаян: «Не знаю, мое ли это призвание — режиссура, но мне она стала судьбой» Роман Балаян: «Не знаю, мое ли это призвание — режиссура, но мне она стала судьбой»

Режиссер Роман Балаян о съемках Алексея Германа и работе с Олегом Янковским

Караван историй
Эколог Крейндлин: эти животные будут осенью бросаться под колеса Эколог Крейндлин: эти животные будут осенью бросаться под колеса

Каких животных стоит остерегаться российским водителям осенью?

ТехИнсайдер
Сибирский федеральный округ Сибирский федеральный округ

Здесь растет промышленность, а за ней — экономические показатели региона

Правила жизни
Стоматолог Блюмкин рассказал, какие гаджеты для зубов нужно приобрести каждому Стоматолог Блюмкин рассказал, какие гаджеты для зубов нужно приобрести каждому

Актуальные гаджеты для гигиены полости рта — советует стоматолог

ТехИнсайдер
Роман Чекушов: «Мы открыли для себя новые рынки» Роман Чекушов: «Мы открыли для себя новые рынки»

О работе в условиях санкций и выстраивании новых логистических цепочек

ФедералПресс
Солнечные гибриды Солнечные гибриды

Как прокладывается путь к созданию серийных солнцемобилей

ТехИнсайдер
Женские секреты. Неудобные вопросы гинекологу, которые многие стесняются задать Женские секреты. Неудобные вопросы гинекологу, которые многие стесняются задать

Самые распространенные деликатные проблемы, которые волнуют женщин

Лиза
«Да ладно!» Новая теория постройки пирамид выглядит логичной, но ученые в сомнениях «Да ладно!» Новая теория постройки пирамид выглядит логичной, но ученые в сомнениях

Египетские строители доставляли каменные блоки к месту стройки вплавь по каналам

ТехИнсайдер
Что такое дроссельная заслонка, за что она отвечает и как работает Что такое дроссельная заслонка, за что она отвечает и как работает

Дроссельный узел – один из важнейших элементов управления двигателя

РБК
Что произойдет, если бросить пакет с мусором в вулкан? Что произойдет, если бросить пакет с мусором в вулкан?

Смогут ли вулканы «переварить» весь человеческий мусор?

ТехИнсайдер
Из бани в Лувр. Почему «Джоконда» стала главной картиной всех времен и народов Из бани в Лувр. Почему «Джоконда» стала главной картиной всех времен и народов

«Мона Лиза», или «Джоконда», — кто она?

СНОБ
Как избавиться от чувства вины и стыда? Объясняет психолог Как избавиться от чувства вины и стыда? Объясняет психолог

Что скрывают за собой стыд и вина? Стоит ли избавляться от этих чувств?

VOICE
Урал, любовь моя Урал, любовь моя

5 абсолютно разных граней Большой уральской тропы

2Xplore
Танцуй, танцуй! Танцуй, танцуй!

Танцы — это не только красиво, но еще и полезно для здоровья

ЖАРА Magazine
Рина Зеленая. Каждый день была счастлива с мужем Рина Зеленая. Каждый день была счастлива с мужем

Рина всегда ценила интеллектуалов с неординарным мышлением

Караван историй
Осторожно, очень горячо! Что делать, если телефон перегрелся Осторожно, очень горячо! Что делать, если телефон перегрелся

Как реанимировать смартфон после перегрева?

ТехИнсайдер
«Делай как я хочу» «Делай как я хочу»

Как не попасть под нежелательное воздействие и эмоциональные ловушки?

Psychologies
Логистика «переднего края» Логистика «переднего края»

Транспорт, необходимый для работы бойцов на линии боевого соприкосновения

Обозрение армии и флота
5 признаков, что ваш брак под угрозой 5 признаков, что ваш брак под угрозой

Как понять, какие перспективы у вашего союза?

Psychologies
Русская альтернатива Русская альтернатива

Почему Запад против нас ополчился и как его победить

Монокль
«Прибить или приклеить»: губернатор Носов раскрыл секрет магаданского успеха в инвестполитике «Прибить или приклеить»: губернатор Носов раскрыл секрет магаданского успеха в инвестполитике

О новых соглашениях с партнерами, достижениях и планах Магаданской области

ФедералПресс
«Докторская» колбаса и зеленка: вещи, придуманные в СССР, которыми мы пользуемся до сих пор «Докторская» колбаса и зеленка: вещи, придуманные в СССР, которыми мы пользуемся до сих пор

Наработки из СССР, над которыми время оказалось не властно

ТехИнсайдер
«Книги, кофе и другие измерения»: уникальный магазин в Верхней Пышме «Книги, кофе и другие измерения»: уникальный магазин в Верхней Пышме

Книжный магазин, аналогов которому в Свердловской области нет

Psychologies
Кого поставить в угол Кого поставить в угол

Взрослые глазами детей: у них тоже есть к нам обоснованные претензии!

Лиза
Открыть в приложении