Основатели Sound Up — о новой академической музыке и интересе к ней
Мы поговорили с основателями фестиваля Sound Up Вероникой Белоусовой и Евгенией Лассарь о шуме времени и его контекстах, а также о том, как делать независимые культурные проекты не только интересными аудитории, но самостоятельными в своей окупаемости
В большом читальном зале Ленинской библиотеки 25 ноября прозвучит музыка Мередит Монк в исполнении камерного хора Intrada. Этим выступлением фестиваль Sound Up продолжает свое шествие по миру новой академической музыки. Каждое новое его событие воспринимается как территория скорее неизведанная. Помимо музыкальных премьер, которые готовят для Sound Up современные композиторы, за это отвечает следующий факт: из раза в раз концерты проходят в местах, миру академической музыки знакомых едва ли. Ими могут оказаться мануфактуры и депо, кинотеатры и библиотечные залы. О том, зачем каждый раз искать что-то новое вместо того, чтобы идти по пути понятному и привычному, рассказывают основатели Sound Up Вероника Белоусова и Евгения Лассарь.
За те годы, что существует фестиваль, поменялись ли, на ваш взгляд, окружившие его культурные ландшафты? В какую сторону произошли эти перемены?
Вероника Белоусова: За семь лет своего существования Sound Up довольно многое привнес в развитие российской музыкальной сцены. Мы привлекли к академической музыке внимание слушателей, которые до того редко появлялись в консерватории и филармонии, дали им понять, что эта музыка бывает очень разной, за ней не обязательно идти в «храм» классической музыки и не обязательно знать, где можно хлопать, а где нет. Мы показали, что эту музыку сочиняют наши современники, которые живут тем же, чем и мы сами, которых волнуют те же темы, и об этих темах они говорят в своих произведениях. Слушатели поняли, что быть участником написания музыкальной истории не менее, а, может быть, даже и более интересно, чем ее прочтение. А наши коллеги — другие проекты и фестивали — заметили, что визуальный аспект музыкального события может иметь значение. В результате стало появляться больше аудиовизуальных проектов, что не может не радовать.
Для фестиваля это работа вопреки, поход против течения? По-прежнему ли приходится объяснять аудитории, что такое новая академическая музыка или каждый понимает это и формулирует для себя сам?
Вероника Белоусова: Мне кажется, что в ситуации катастрофической нехватки времени, информационного клаттера сегодняшнего дня, пытаться объяснять аудитории важность новой музыки — невероятно сложная задача. Мы можем открыть слушателю новый музыкальный мир, попытаться влюбить в него и должны сделать так, чтобы предлагаемый нами опыт был настолько уникальным, что его захотелось бы повторить. Мы пошли путем предложения качественного, высококлассного действительно особенного времяпровождения, светского события, которое представляет не только лучшее, что есть в современной музыке, но и тот аудиовизуальный опыт, который невозможно повторить и нельзя пропустить. Ну и, конечно, вместе с этим мы погружаем аудиторию в мир музыкантов — рассказываем о них и их произведениях. Хочется думать, что с нашей помощью музыка выходит из уже привычного в наши дни формата шума за заднем плане — background sound — и возвращается на заслуженное место уникального художественного высказывания.