Как складывалась карьера хореографа Юрия Григоровича

ForbesКультура

Создатель большого балета: главные постановки хореографа Юрия Григоровича

19 мая на 99-м году жизни умер Юрий Григорович — хореограф, много лет определявший стиль Большого театра и главных в стране балетных постановок. Специально для Forbes Life балетный обозреватель Анна Галайда вспоминает, как складывалась его карьера и те основные произведения, которые сегодня можно посмотреть онлайн

Анна Галайда

Балет «Спартак» (Фото Михаила Логинова / Большой театр)

Официально эпоха Юрия Григоровича в Большом длилась 30 лет: с 1964 по 1995 год. Выпускник Ленинградского хореографического училища, характерный солист Кировского театра, Юрий Григорович прославился в родном городе постановками балетов «Каменный цветок» и «Легенда о любви». Успех был столь оглушителен, что Юрия Григоровича перевели в Москву, в Большой театр.

В Большом, на посту главного балетмейстера, он обладал безграничными авторитетом и властью. Создание эстетики в этой системе координат равнялось формированию образа мысли. Григорович был одним из первых, кто понял и принял это. Но помимо идеологической нагрузки его спектакли — жестко срежиссированные и сконструированные масштабные балеты-притчи— утверждали танец как философское искусство. Они до сих пор определяют сознание и русского артиста балета, и русского зрителя. И сейчас обладать его шедеврами мечтает любая отечественная труппа. Юрий Григорович так и не стал для русского балета вчерашним днем, он — постоянная современность.

Сегодня мы вспоминаем культовые работы постановщика, которые находятся в открытом доступе и доступны для просмотра (по активным ссылкам в тексте можно найти указанные спектакли в онлайн-формате. — Forbes Life).

«Каменный цветок», 1957 год

«Каменный цветок», 1957 год

В 30 лет стартовав в родном Ленинградском театре оперы и балета имени Кирова «Каменным цветком» Сергея Прокофьева, сделанным как молодежный внеплановый спектакль, Григорович начал новую эру в советской хореографии.

В ней танец, вставленный в мизансцены, срежиссированные с киношной виртуозностью, отменил грузность господствовавшей на советской сцене хореодрамы, драматического спектакля на пуантах, только без слов. Уральский камнерез Данила (как и Ферхад в следующем балете хореографа, «Легенде о любви») стал символом бескомпромиссного художника, верного идеалу и жертвующего личным счастьем ради блага человечества. Благодаря «Каменному цветку» сверстники-шестидесятники признали Юрия Григоровича одним из своих лидеров.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Открыть в приложении