Полный вперед, «Политрук Бочаров»!
Ностальгия — штука такая… Нахлынут воспоминания — и вот уже все готов отдать, только бы на минуту вернуться в прошлое. А если память тянет в детство, то вообще пиши пропало: прижмет посильнее неразделенной любви. Чем тут поможешь? Разве что милыми сердцу вещами, свидетелями дней минувших, что нет-нет да успокоят разбередившуюся душу…
Еще с университетских времен я знаю семью, которая собрала в питерской квартире коллекцию предметов советской эпохи в надежде подарить светлые воспоминая своим детям. А осенью на выставке SPIBS 2022 я познакомился с Сергеем и Юлей Бочаровыми; они пошли еще дальше и восстановили пароходик из 1950‑х годов. «Политрук Бочаров» очаровал меня с первых минут, и теперь мимолетная влюбленность лишь окрепла, ведь приплыл он оттуда, где, кажется, безраздельно царило счастье…
«История этого парохода выходит из детства, — начинает рассказывать Сергей, едва мы оказываемся в салоне. — Мои самые яркие воспоминания связаны с летними поездками к бабушке с дедушкой в Запорожье. Там, в череде однообразных пляжных дней, меня иногда брали в порт, чтобы прокатить на таком вот теплоходике. Помню, как в утренних сумерках он стоял у причала под огнями, я поднимался на борт, знакомился с капитаном и командой; со мной тепло здоровались, брали на руки…»
После войны на Севастопольском морском заводе имени Серго Орджоникидзе по проекту ЦКБ 51 на скорую руку выпустили серию из 13 морских пассажирских катеров прибрежного плавания. Изначально они служили в городе в качестве морских трамвайчиков, развозили людей по соседним бухтам. По словам Сергея Бочарова, ни о каком комфорте на борту тогда речи не шло: пассажиры ютились на деревянных лавках, вместо дверей было брезентовое полотно, рубка сколочена из дерева, а открытое машинное отделение просто огорожено по периметру. Примерно с 1962 года катера начали списывать, и 11‑му корпусу c регистрационным номером 2850 повезло: Черноморское пароходство переоборудовало его под буксир топливной баржи. Много позже дедушка Сергея, тогда секретарь райкома партии, выкупил его вместе с другим таким судном для запорожских коксохимического и метизного заводов, чтобы возить рабочих на базы отдыха, поскольку построить что-то с нуля тогда было невозможно.
«В 2012 году мы с Юлей собрались приобрести лодку, — продолжает рассказ Сергей, показывая мне каюту капитана. — Сначала думали привезти катер из Америки, но наткнулись на объявление о продаже этого теплохода по цене металлолома. В итоге 1 октября 2013 года мы купили его в надежде на то, что быстренько отремонтируем да пойдем своим ходом из Запорожья через Черное и Азовское моря в Петербург. Но когда посмотрели внимательнее, оказалось, что палубы и корпус местами прогнили, форпик затоплен… еще чуть-чуть — и пароход пошел бы ко дну прямо у причала».
Так начался девятилетний проект по восстановлению и модернизации названного в память о дедушке «Политрука Бочарова». Длина катера изначально составляла 21,15 м, и, чтобы зарегистрировать его в ГИМС, пришлось вырезать часть корпуса в районе миделя (3,5 шпации с 24-го по 29-й шпангоут), укоротив судно до 19,85 м.