От Натальи Гончаровой до Наталии Турновой: главные работы русских художниц за 100 лет
Людмила Бредихина — арт-критик, куратор и специалист в области гендерных исследований, соавтор выставки «И как нам создавать свою красоту?», на которой представлены работы русских художниц за последние 100 лет. Forbes Woman поговорил с ней о феминистской эстетике и женском искусстве
В Alina Pinsky Gallery до 30 января 2023 года работает выставка «И как нам создавать свою красоту?». На ней представлены работы шестнадцати русских художниц в хронологическом диапазоне — от начала XX века до сегодняшнего дня. Одна из организаторов, художественный критик и специалист по гендерным исследованиям Людмила Бредихина рассказала Forbes Woman, в чем разница между женским искусством и феминистским, почему важен опыт распознавания насилия и каким был «особый путь» российского феминизма.
— Как была придумана эта выставка?
— Алина рассказала мне об идее выставки русских художниц за 100 лет, от Натальи Гончаровой до Наталии Турновой, и предложила написать статью. Текст ей понравился, название выставки тоже подсказала я — это цитата из французской феминистки и философа Люс Иригарей. Мы с Алиной совпали в том, что ни она, ни я не считаем себя радикальными феминистками. В моей профеминистской программе нет пункта «Уничтожим род мужской!» Мы, скорее всего, сочувствующие…
— А как так получилось, что вы из куратора современного искусства стали гендерной исследовательницей?
— Это произошло почти случайно. В начале 2000-х по приглашению Кэти Дипуэлл (британская феминистка, арт-критик, искусствовед. — Forbes Woman) я стала редактором культурологического сборника «Гендерная теория и искусство. Антология: 1970–2000» и погрузилась в большое количество вначале английских, а потом и переведенных на русский язык текстов по феминистской проблематике. Спасибо философу Елене Петровской, поделившейся тогда с нами контактами высококлассных философов-переводчиков. В 2004-м книгу опубликовало издательство «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН). И мне это все дико понравилось. Активисткой я не стала, но заинтересованной читательницей, разделяющей феминистские взгляды, — наверняка.
Впрочем, еще до Дипуэлл я писала о гендерной тематике в сборник [художницы и поэтессы] Анны Альчук «Женщина и визуальные знаки» (2000) и делала выставку «Гендерные волнения» в рамках Второй Московской биеннале ММСИ на Петровке, так что все произошло не очень случайно.
В 1960–90-е годы, когда западный мир переживал безумную по накалу войну полов, было написано огромное количество прекрасных текстов: философских, искусствоведческих, литературоведческих, по феминистской теории. Наша «Антология» использовалась как учебное пособие в университетах России и ближнего зарубежья. Вплоть до 2019 года, до пандемии, проводились университетские конференции по феминистской повестке, на которые я иногда ездила.