Я считаю, что никакой преемственности в искусстве нет и быть не может

Коллекция. Караван историйКультура

Юрий Грымов: "Я глубоко убежден: русский театр сегодня — это духовное бомбоубежище"

Беседовал Серго Кухианидзе

огда работа была закончена, я подошел к Алексею Владимировичу Баталову и напомнил, что его ищет директор картины, чтобы выплатить гонорар. Помню, он поднял на меня свои глаза и спокойно, улыбаясь, спросил: "Юрий, а что, мне за это еще и заплатят? Понимаете, мне самому было интересно работать, а вы, оказывается, и деньги еще заплатите", - рассказывает художественный руководитель театра "Модерн" Юрий Грымов.

— Юрий Вячеславович, театральная жизнь в Москве бьет ключом. В городе в настоящее время более 200 театров. Чем «Модерн» отличается от всех остальных?

— Прежде всего репертуаром. Это ведь самое главное. Если у театра нет внятного репертуара, интересных постановок, то зритель не придет. Мы же работаем на аншлагах. Мы успешны, у нас хорошие продажи. Дело в том, что у меня идет то, чего нет ни в одном другом столичном театре.

Например, «О дивный новый мир» Олдоса Хаксли или «Nirvana» — спектакль, посвященный трагической судьбе Курта Кобейна. Сейчас я работаю над спектаклем «Леонардо да Винчи», эпоха, когда творил этот гений, для меня одна из интереснейших. Кругом смрад, чума, а на фоне всего этого кошмара — Ренессанс: появляются Микеланджело, Леонардо, Рафаэль.

— Как-то в Лондоне я посетил легендарный театр St Martin’s Theatre, где с середины 70-х годов идет спектакль по Агате Кристи «Мышеловка». Меня удивила одна вещь. Те из зрителей, кто не допил виски, купленный во время антракта, легко прошли со стаканами в зал на второе действие...

— Ну, это другая культура. Там это возможно, у нас нет. В театре «Модерн» даже существует мягкий дресс-код. Кстати, так на Руси было испокон веков. Два места, куда русские люди всегда приходили как на праздник, одетые во все красивое, — это церковь и театр.

— Вы, известный любитель русской классики, не могли, конечно, пройти мимо Льва Николаевича Толстого...

— Да, три года назад мы сделали спектакль «Война и мир». Он идет около четырех часов. Тяжело? Возможно. В нем меня прежде всего интересовал не сюжет, а атмосфера. Тот русский дух, которым пропитана каждая страница романа. На сцене дух этот можно передать, если обращать внимание на любую мелочь. Поэтому я старался учесть все детали той эпохи, чтобы полностью погрузить зрителей в происходящее. Специально для постановки гениальный художник Ирэна Белоусова сделала 423 костюма ХIХ века.

— Вы сказали, русский дух? Как и русская душа, это — достаточно заезженные понятия. Для одних это — Баба-яга, для других — балалайка и квас...

— Согласен. Но никому, по-моему, не удалось так передать истинный русский дух, его силу, глубину, патриотизм, как Толстому в «Войне и мире». Неудивительно, что данный роман, нравится это кому или нет, — икона русской литературы. Сам Лев Николаевич был, безусловно, ярким воплощением русского духа.

— Каков он, по-вашему, русский человек?

— Он точно не стяжатель, то есть деньги для него не главное. Как правило, русский человек говорит о чем угодно, но только не про деньги. Вспомните хотя бы произведения Антона Павловича Чехова. В самые тяжелые времена главная мысль русского человека: проживем как-нибудь. Русский — также человек сомневающийся и, как следствие, постоянно развивающийся.

— А кто, с вашей точки зрения, культурный человек?

— Тот, кто умеет сопереживать другому человеку. Нельзя не реагировать на подлость, на трусость. Позиция «это не мое — до свидания» неприемлема для культурного человека. А есть еще одно редкое качество — умение радоваться радостью другого человека. Это тоже очень красноречивый признак.

— Любопытно, вы, столичные режиссеры, поддерживаете отношения друг с другом?

— У меня теплые отношения, наверное, только с одним из них — Сергеем Урсуляком. В моем театре играет его жена Лика Нифонтова. Но знаком я, естественно, со многими режиссерами — по тому же совету худруков Москвы. Мы пересекаемся друг с другом на его заседаниях, да и не только там. Олег Меньшиков, прекрасный, тонкий человек, показывал мне ребят со своего курса. Мне также звонят, приглашают посмотреть молодых артистов Дмитрий Певцов, Нина Дворжецкая, у них тоже хорошие курсы...

Знаете, я контактный человек, но очень долго и внимательно присматриваюсь к людям, приглядываюсь к актерам. Мы встречаемся, общаемся на репетициях, во время них человек серьезно проявляется. У меня в театре, между прочим, никто никогда не опаздывает, знаете почему?

Алексей Баталов, начало 2000-х

— Почему?

— Репетиции начинаются у нас каждый день в 12.00. Без пяти двенадцать я уже сижу в зале. Почему я должен опоздать? Почему все должны меня ждать? Но точно такой же железной дисциплины я требую от каждого артиста. Разве я не вправе?

— Вообще, наблюдая за вами, хочу сказать, что вы производите впечатление брутального, крутого, очень уверенного в себе режиссера.

— Только не нужно делать из меня диктатора! Я абсолютно вменяемый человек. (Смеется.) Я знаю, где, когда, с кем надо сжать кулак, а где, когда и с кем — расслабить его.

— Интересно, что вы думаете о так называемой смене поколений. Последнее время мы наблюдаем этот естественный процесс в театральной жизни Москвы...

— Я считаю, что никакой преемственности в искусстве нет и быть не может. Когда в театр приходит новый художественный руководитель, начинается новая жизнь. Пришел Эфрос — стал новый «Ленком». Пришел Захаров — «Ленком» стал другим. Пришел Любимов — появилась «Таганка». Конечно, каждый худрук обязан приходить со своей концепцией, ему должна поверить труппа, потом должен поверить зритель. Проблема еще в том, что нам бы хорошо привыкнуть, что у каждого из нас свое мнение. У вас одно, у меня — другое. С этим надо сжиться. Что же касается вопроса, может ли хороший актер стать хорошим режиссером, то ответ на него положительный. Прецеденты были — и Олег Ефремов, и Олег Табаков, и Александр Калягин...

Я считаю, что людей надо судить по поступкам. Мне жаль, что с уходом Марка Захарова на протяжении трех лет в «Ленкоме» не было художественного руководителя. Это, по-моему, противоречит его памяти. Театр не может существовать без худрука. Если его функции выполняет директор, то так и скажите. Это все равно, что собрать оркестр и заявить, что выступать будем без дирижера. Музыканты, мол, и так все талантливые, играть на своих инструментах умеют, зачем нам еще какой-то дирижер? И что в таком случае получится?

Открыть вам тайну, для кого играют артисты? Конечно, для зрителя, но прежде всего — для своего художественного руководителя. Только он может сказать, что сегодня у кого получилось, а что нет. Я практически каждый день на спектакле: если по какой-то причине не могу присутствовать, то смотрю его по монитору, затем звоню артистам, мы все обсуждаем по горячим следам. Когда я спрашиваю Анну Каменкову: «Ань, как ты сегодня?» — и она отвечает: «Сегодня что-то не так», мы начинаем разбираться, что именно не так и почему. В такие моменты я счастлив.

Знаете, что самое тяжелое? Когда актер считает, что играл на сцене блестяще, а я так не думаю. И еще. Меня прямо-таки возмущает, как ведут себя сегодня молодые актеры. Они запросто могут подойти перед репетицией и спросить: «Юрий Вячеславович, а во сколько мы сегодня закончим?» Так нельзя. Это — неуважение к театру, к профессии, которую ты выбрал. Недаром про людей театра говорят, что они служат, то есть так же, как в церкви, как в армии. Сюда не приходят за деньгами, здесь совсем другая жизнь, иная атмосфера.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Елена Ленская: Елена Ленская:

Елена Ленская — о своей карьере, браках и настоящей любви

Коллекция. Караван историй
День впечатлений День впечатлений

Куда уехать, когда хочется развеяться и узнать что-то новое?

Отдых в России
Александр Васильев: «К Щедрину я приехал с большим пустым чемоданом» Александр Васильев: «К Щедрину я приехал с большим пустым чемоданом»

«Модный приговор» — великая школа жизни, я смог узнать многое о психологии людей

Караван историй
Родитель года: почему вставать на сторону ребенка нужно не всегда Родитель года: почему вставать на сторону ребенка нужно не всегда

Все родители любят своих детей. Хорошо, почти все. Очень и очень многие

Maxim
Светлана Немоляева: Светлана Немоляева:

Наша судьба была предопределена

Коллекция. Караван историй
5 причин, почему вы не пожалеете о поездке в Абхазию зимой 5 причин, почему вы не пожалеете о поездке в Абхазию зимой

В Абхазии даже в холодный сезон достаточно развлечений

Вокруг света
Сара Джессика Паркер. Звезда в балетной пачке Сара Джессика Паркер. Звезда в балетной пачке

Сара Джессика Паркер стала ролевой моделью для миллионов женщин во всем мире

Караван историй
Ее секреты Ее секреты

Регина Тодоренко — о мечтах, страхах, блогерстве и пути в большое кино

OK!
Невечный покой Невечный покой

Истории людей, переживших клиническую смерть

Psychologies
Случай тройного восстановления Случай тройного восстановления

Почему во МХАТе снова ставят спектакль 1940 года

Weekend
Марина Яковлева: «Я сказала Джигарханяну «Нет! Останемся друзьями» Марина Яковлева: «Я сказала Джигарханяну «Нет! Останемся друзьями»

Моя мама была суровой. Я ее и любила, и боялась

Караван историй
Эмиграция, старая и новая Эмиграция, старая и новая

«Старая русская эмиграция приняла нас тепло»

Дилетант
Кто такой философ Ильин, которого постоянно цитирует Путин Кто такой философ Ильин, которого постоянно цитирует Путин

Кто же такой любимый философ Путина?

Maxim
Похудеть без тренировок и диет: проверенные способы избавиться от лишнего веса Похудеть без тренировок и диет: проверенные способы избавиться от лишнего веса

Наука знает эффективные способы похудеть

ТехИнсайдер
Семь признаков диабета Семь признаков диабета

Какие симптомы говорят о том, что нужно измерить сахар в крови?

Здоровье
Офис — боль Офис — боль

Какие болезни грозят белым воротничкам

Лиза
Идем в рост Идем в рост

Где черпать силы и как вдохновлять сотрудников, когда сам нуждаешься в поддержке

Psychologies
Украшение коллектива: чем опасны сексистские комплименты и как на них реагировать Украшение коллектива: чем опасны сексистские комплименты и как на них реагировать

Как комплимент превращается в проявление сексизма?

Forbes
Нут! Нут!

Нут — он же бараний или турецкий горох

Здоровье
Высокая гибкость без «длинной воли»: как помочь подростку найти свое призвание Высокая гибкость без «длинной воли»: как помочь подростку найти свое призвание

Как работать с молодыми поколениями и помогать им ставить цели?

Forbes
6 шагов к легкой рабочей неделе: проводим воскресенье правильно 6 шагов к легкой рабочей неделе: проводим воскресенье правильно

Что стоит сделать в воскресенье, чтобы облегчить начало трудовых будней?

Psychologies
Хлебное ухо Хлебное ухо

Сибирь. Рецепт необычных пельменей

Вокруг света
«Не та почка» или 10 фатальных медицинских ошибок: откровенные признания, сделанные пациентами «Не та почка» или 10 фатальных медицинских ошибок: откровенные признания, сделанные пациентами

Рассказываем о частых оплошностях, которые могут произойти с пациентами

ТехИнсайдер
Сохранились даже противогазы: посмотрите, как выглядят сегодня бомбоубежища, которые массово строили в СССР Сохранились даже противогазы: посмотрите, как выглядят сегодня бомбоубежища, которые массово строили в СССР

Какими были светские бомбоубежища? Публикуем фотографии и рассказы диггеров

Вокруг света
5 книг, которые спасут от осенней хандры 5 книг, которые спасут от осенней хандры

Подборка книг, которые помогут быть счастливыми даже в самую печальную пору

Psychologies
Макияж, массаж, упражнения: как скорректировать форму носа без хирургии Макияж, массаж, упражнения: как скорректировать форму носа без хирургии

Иногда форму носа хочется изменить. Как это сделать?

РБК
«Мои дочь и сын не увидят драму «Мои дочь и сын не увидят драму

Павел Прилучный раскрыл свой главный способ восстановления после тяжелой работы

VOICE
Саббатикал: как уйти в отпуск на полгода Саббатикал: как уйти в отпуск на полгода

Что такое саббатикал и как в него уйти?

Psychologies
Фармацевтика держит удар Фармацевтика держит удар

У отечественной фармацевтической отрасли есть потенциал для развития

РБК
Илья Пантелеев: Как выстроить непрерывность бизнеса в эпоху «черных лебедей» Илья Пантелеев: Как выстроить непрерывность бизнеса в эпоху «черных лебедей»

Как обеспечить непрерывность процессов в условиях неопределенности?

РБК
Открыть в приложении