Я считаю, что никакой преемственности в искусстве нет и быть не может

Коллекция. Караван историйКультура

Юрий Грымов: "Я глубоко убежден: русский театр сегодня — это духовное бомбоубежище"

Беседовал Серго Кухианидзе

огда работа была закончена, я подошел к Алексею Владимировичу Баталову и напомнил, что его ищет директор картины, чтобы выплатить гонорар. Помню, он поднял на меня свои глаза и спокойно, улыбаясь, спросил: "Юрий, а что, мне за это еще и заплатят? Понимаете, мне самому было интересно работать, а вы, оказывается, и деньги еще заплатите", - рассказывает художественный руководитель театра "Модерн" Юрий Грымов.

— Юрий Вячеславович, театральная жизнь в Москве бьет ключом. В городе в настоящее время более 200 театров. Чем «Модерн» отличается от всех остальных?

— Прежде всего репертуаром. Это ведь самое главное. Если у театра нет внятного репертуара, интересных постановок, то зритель не придет. Мы же работаем на аншлагах. Мы успешны, у нас хорошие продажи. Дело в том, что у меня идет то, чего нет ни в одном другом столичном театре.

Например, «О дивный новый мир» Олдоса Хаксли или «Nirvana» — спектакль, посвященный трагической судьбе Курта Кобейна. Сейчас я работаю над спектаклем «Леонардо да Винчи», эпоха, когда творил этот гений, для меня одна из интереснейших. Кругом смрад, чума, а на фоне всего этого кошмара — Ренессанс: появляются Микеланджело, Леонардо, Рафаэль.

— Как-то в Лондоне я посетил легендарный театр St Martin’s Theatre, где с середины 70-х годов идет спектакль по Агате Кристи «Мышеловка». Меня удивила одна вещь. Те из зрителей, кто не допил виски, купленный во время антракта, легко прошли со стаканами в зал на второе действие...

— Ну, это другая культура. Там это возможно, у нас нет. В театре «Модерн» даже существует мягкий дресс-код. Кстати, так на Руси было испокон веков. Два места, куда русские люди всегда приходили как на праздник, одетые во все красивое, — это церковь и театр.

— Вы, известный любитель русской классики, не могли, конечно, пройти мимо Льва Николаевича Толстого...

— Да, три года назад мы сделали спектакль «Война и мир». Он идет около четырех часов. Тяжело? Возможно. В нем меня прежде всего интересовал не сюжет, а атмосфера. Тот русский дух, которым пропитана каждая страница романа. На сцене дух этот можно передать, если обращать внимание на любую мелочь. Поэтому я старался учесть все детали той эпохи, чтобы полностью погрузить зрителей в происходящее. Специально для постановки гениальный художник Ирэна Белоусова сделала 423 костюма ХIХ века.

— Вы сказали, русский дух? Как и русская душа, это — достаточно заезженные понятия. Для одних это — Баба-яга, для других — балалайка и квас...

— Согласен. Но никому, по-моему, не удалось так передать истинный русский дух, его силу, глубину, патриотизм, как Толстому в «Войне и мире». Неудивительно, что данный роман, нравится это кому или нет, — икона русской литературы. Сам Лев Николаевич был, безусловно, ярким воплощением русского духа.

— Каков он, по-вашему, русский человек?

— Он точно не стяжатель, то есть деньги для него не главное. Как правило, русский человек говорит о чем угодно, но только не про деньги. Вспомните хотя бы произведения Антона Павловича Чехова. В самые тяжелые времена главная мысль русского человека: проживем как-нибудь. Русский — также человек сомневающийся и, как следствие, постоянно развивающийся.

— А кто, с вашей точки зрения, культурный человек?

— Тот, кто умеет сопереживать другому человеку. Нельзя не реагировать на подлость, на трусость. Позиция «это не мое — до свидания» неприемлема для культурного человека. А есть еще одно редкое качество — умение радоваться радостью другого человека. Это тоже очень красноречивый признак.

— Любопытно, вы, столичные режиссеры, поддерживаете отношения друг с другом?

— У меня теплые отношения, наверное, только с одним из них — Сергеем Урсуляком. В моем театре играет его жена Лика Нифонтова. Но знаком я, естественно, со многими режиссерами — по тому же совету худруков Москвы. Мы пересекаемся друг с другом на его заседаниях, да и не только там. Олег Меньшиков, прекрасный, тонкий человек, показывал мне ребят со своего курса. Мне также звонят, приглашают посмотреть молодых артистов Дмитрий Певцов, Нина Дворжецкая, у них тоже хорошие курсы...

Знаете, я контактный человек, но очень долго и внимательно присматриваюсь к людям, приглядываюсь к актерам. Мы встречаемся, общаемся на репетициях, во время них человек серьезно проявляется. У меня в театре, между прочим, никто никогда не опаздывает, знаете почему?

Алексей Баталов, начало 2000-х

— Почему?

— Репетиции начинаются у нас каждый день в 12.00. Без пяти двенадцать я уже сижу в зале. Почему я должен опоздать? Почему все должны меня ждать? Но точно такой же железной дисциплины я требую от каждого артиста. Разве я не вправе?

— Вообще, наблюдая за вами, хочу сказать, что вы производите впечатление брутального, крутого, очень уверенного в себе режиссера.

— Только не нужно делать из меня диктатора! Я абсолютно вменяемый человек. (Смеется.) Я знаю, где, когда, с кем надо сжать кулак, а где, когда и с кем — расслабить его.

— Интересно, что вы думаете о так называемой смене поколений. Последнее время мы наблюдаем этот естественный процесс в театральной жизни Москвы...

— Я считаю, что никакой преемственности в искусстве нет и быть не может. Когда в театр приходит новый художественный руководитель, начинается новая жизнь. Пришел Эфрос — стал новый «Ленком». Пришел Захаров — «Ленком» стал другим. Пришел Любимов — появилась «Таганка». Конечно, каждый худрук обязан приходить со своей концепцией, ему должна поверить труппа, потом должен поверить зритель. Проблема еще в том, что нам бы хорошо привыкнуть, что у каждого из нас свое мнение. У вас одно, у меня — другое. С этим надо сжиться. Что же касается вопроса, может ли хороший актер стать хорошим режиссером, то ответ на него положительный. Прецеденты были — и Олег Ефремов, и Олег Табаков, и Александр Калягин...

Я считаю, что людей надо судить по поступкам. Мне жаль, что с уходом Марка Захарова на протяжении трех лет в «Ленкоме» не было художественного руководителя. Это, по-моему, противоречит его памяти. Театр не может существовать без худрука. Если его функции выполняет директор, то так и скажите. Это все равно, что собрать оркестр и заявить, что выступать будем без дирижера. Музыканты, мол, и так все талантливые, играть на своих инструментах умеют, зачем нам еще какой-то дирижер? И что в таком случае получится?

Открыть вам тайну, для кого играют артисты? Конечно, для зрителя, но прежде всего — для своего художественного руководителя. Только он может сказать, что сегодня у кого получилось, а что нет. Я практически каждый день на спектакле: если по какой-то причине не могу присутствовать, то смотрю его по монитору, затем звоню артистам, мы все обсуждаем по горячим следам. Когда я спрашиваю Анну Каменкову: «Ань, как ты сегодня?» — и она отвечает: «Сегодня что-то не так», мы начинаем разбираться, что именно не так и почему. В такие моменты я счастлив.

Знаете, что самое тяжелое? Когда актер считает, что играл на сцене блестяще, а я так не думаю. И еще. Меня прямо-таки возмущает, как ведут себя сегодня молодые актеры. Они запросто могут подойти перед репетицией и спросить: «Юрий Вячеславович, а во сколько мы сегодня закончим?» Так нельзя. Это — неуважение к театру, к профессии, которую ты выбрал. Недаром про людей театра говорят, что они служат, то есть так же, как в церкви, как в армии. Сюда не приходят за деньгами, здесь совсем другая жизнь, иная атмосфера.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Александр Збруев: Александр Збруев:

Я вел двойную жизнь

Коллекция. Караван историй
Тайны личного архива Лили Брик: переписка с Маяковским Тайны личного архива Лили Брик: переписка с Маяковским

Пожалуй, никто не причинил Маяковскому столько боли, сколько она

Коллекция. Караван историй
Юлия Такшина: «С возрастом понимаешь — никакой катастрофы от того, что рядом с тобой нет надежного плеча, не произойдет» Юлия Такшина: «С возрастом понимаешь — никакой катастрофы от того, что рядом с тобой нет надежного плеча, не произойдет»

Юлии Такшиной удается быть востребованной актрисой и воспитывать двоих сыновей

Караван историй
Кузница богов Кузница богов

Психолог и эзотерик Роберт Оксузян — о смысле украшений и сути консультаций

Robb Report
Юлиан Семенов: как он придумал легендарного Штирлица? Юлиан Семенов: как он придумал легендарного Штирлица?

Штирлиц пройдет с ним через всю жизнь, став героем тринадцати романов и повести

Коллекция. Караван историй
Современная архитектура Москвы: 8 наиболее ярких и заметных проектов Современная архитектура Москвы: 8 наиболее ярких и заметных проектов

Интересные инфраструктурные объекты, недавно появившиеся в городе

РБК
Маргарита Аброськина: «Мне на многое интересно пойти ради роли» Маргарита Аброськина: «Мне на многое интересно пойти ради роли»

Нам, балетным детям, казалось, что все остальные люди в мире — неудачники

Караван историй
Фармацевтика держит удар Фармацевтика держит удар

У отечественной фармацевтической отрасли есть потенциал для развития

РБК
Наталья Андреева. Кровные друзья Наталья Андреева. Кровные друзья

Наталья Андреева — о своем друге Валерии Гаркалине

Коллекция. Караван историй
«Женщина, на паровоз!»: как Зинаида Троицкая добивалась права работать машинистом «Женщина, на паровоз!»: как Зинаида Троицкая добивалась права работать машинистом

С 1940-х по 1980-е женщины руководили составами и целыми депо

Forbes

Об Олеге Ефремове можно рассказывать бесконечно

Караван историй
Защитим личные границы Защитим личные границы

Мы тонко чувствуем вторжение на личную территорию. Но как ее защитить?

Psychologies
Если в самолет постучали снаружи: правдивая история пилота Если в самолет постучали снаружи: правдивая история пилота

Откровенный рассказ о самых необычных и сложных рейсах

Вокруг света
Разбитый бампер и ураган «Катрина»: как мы сталкиваемся с моральными дилеммами Разбитый бампер и ураган «Катрина»: как мы сталкиваемся с моральными дилеммами

Отрывок из книги «Мифы об идеальном человеке» — о моральной философии

Forbes
Токсичная, атакующая, жертвенная мать: как поведение родителей отпечатывается на нас Токсичная, атакующая, жертвенная мать: как поведение родителей отпечатывается на нас

Отрывок из книги «Материнский сценарий» — о том, как примириться с родителями

Forbes
Директор фонда «Подари жизнь» — о доброте, системности и 100 рублях Директор фонда «Подари жизнь» — о доброте, системности и 100 рублях

Директор фонда «Подари жизнь»: почему благотворительность — это про любовь

РБК
4 непростительные ошибки в начале отношений: признания женщин комментируют мужчины 4 непростительные ошибки в начале отношений: признания женщин комментируют мужчины

Какие заблуждения, если не разрушат отношения, то точно не осчастливят женщину

Psychologies
«Время года зима» — редкий российский фильм о болезни Альцгеймера. Не всегда меткий, но с пронзительными женскими ролями «Время года зима» — редкий российский фильм о болезни Альцгеймера. Не всегда меткий, но с пронзительными женскими ролями

«Время года зима» — отчаянное и откровенное кино о болезни Альцгеймера

Правила жизни
Час расплаты: как мир пропустил тревожные звоночки в истории криптобиржи FTX Час расплаты: как мир пропустил тревожные звоночки в истории криптобиржи FTX

Владелец криптобиржи FTX сумел очаровать многих игроков криптомира

Forbes
Время перемен: зачем ученые изменили систему мер и весов Время перемен: зачем ученые изменили систему мер и весов

Зачем нужны реформы мер и весов?

Forbes
Коучинг и психотерапия: 5 основных различий Коучинг и психотерапия: 5 основных различий

В каких ситуациях будет полезнее психотерапия, а в каких — коучинг?

Psychologies
Почему мы не видим свой нос постоянно Почему мы не видим свой нос постоянно

Почему мозг игнорирует сам вид носа?

ТехИнсайдер
С вниманием к деталям С вниманием к деталям

Интерьер квартиры, где ярко выражен фирменный стиль студии Geometrix Design

SALON-Interior
Дурная слава: как американские знаменитости стали соучастниками криптомошенничества Дурная слава: как американские знаменитости стали соучастниками криптомошенничества

Кто заработал миллионы, раздув, а потом забросив криптовалюту EthereumMax

Forbes
Стоит ли прощать родителей, которые били вас в детстве? Стоит ли прощать родителей, которые били вас в детстве?

Как ребенку, продолжая любить родителей, защищаться от агрессии?

Psychologies
5 полезных свойств цикория, о которых вы не знали: рассказывают эксперты 5 полезных свойств цикория, о которых вы не знали: рассказывают эксперты

Какие же преимущества есть у цикория?

ТехИнсайдер
Я всем должен: почему нас пугает слово «долг»? Я всем должен: почему нас пугает слово «долг»?

Что не так с долгом? И о чем говорит нам это понятие в философском значении?

Psychologies
Порка, связывание и фетиши: что я увидела на кинки-вечеринке Порка, связывание и фетиши: что я увидела на кинки-вечеринке

Зачем люди ходят на вечеринки чувственного опыта?

Psychologies
Откуда в пиве женские гормоны: факты против вымысла и народных баек Откуда в пиве женские гормоны: факты против вымысла и народных баек

Пиво – возможно, один из самых ранних напитков, созданных руками человека

ТехИнсайдер
Как стать хорошим психотерапевтом: советы опытных коллег Как стать хорошим психотерапевтом: советы опытных коллег

Каким должен быть хороший психотерапевт?

Psychologies
Открыть в приложении