Суд, транш и непокорные «слуги»
А начиналось все довольно невинно: 27 октября Конституционный суд принял решение о несоответствии Конституции закона о введении уголовной ответственности за внесение недостоверных сведений в электронные декларации имущества и доходов. С 2015 года их заполняют все украинские чиновники и госслужащие, а также депутаты и другие лица публичного права. Норма об уголовной ответственности за электронное декларирование является частью «антикоррупционного пакета», который в свое время принимали в обстановке, что называется, приближенной к боевой — под пристальным надзором «иностранных партнеров». В частности, внедрение системы электронного декларирования доходов было требованием МВФ: без этого Украине отказывались предоставить очередной транш кредита, критичного для устойчивости финансовой системы страны. О собственной Конституции в тот момент украинские лидеры думали меньше всего. А зря.
«У нас не будет денег»
О несоответствии нормативных актов из «антикоррупционного пакета» и других законов Украины, а также Конституции страны говорят не в первый раз. Так, в феврале 2019 года Конституционный суд уже отменял как неконституционный закон об ответственности за незаконное обогащение. Тогда дело обошлось без лишнего шума: Верховная рада просто «переприняла» отмененный закон в новой редакции, восстановив его действие. И в этот раз поначалу были все основания предполагать, что события будут развиваться по обкатанному сценарию. Однако все закрутилось по-другому: президент Владимир Зеленский срочно созвал по этому поводу Совет национальной безопасности и обороны, на котором заявил, что решение суда ставит под угрозу национальную безопасность страны: в частности, из-за этого может быть свернуто сотрудничество Украины с МВФ, Мировым банком и другими кредиторами. «У нас не будет денег. У нас не будет поддержки. У нас будут отменены уже наработанные проекты,— заявил Зеленский на заседании.— У нас может быть большая дыра в бюджете. А главное — мы не понимаем, какой сюрприз Конституционный суд сделает завтра. Или послезавтра. Я не уверен, что они остановятся. Я не знаю, кто за этим стоит. Я не уверен, что все судьи КСУ сами решили сделать то, что они вчера сделали».
Уже на следующий день Владимир Зеленский внес в Верховную раду законопроект «О восстановлении общественного доверия к конституционному правосудию». В документе всего два пункта, но зато каких! Первый предполагает фактическую отмену (признание юридически ничтожным) пресловутого решения Конституционного суда. Второй — роспуск нынешнего состава Конституционного суда.
Оба пункта законопроекта являются, мягко говоря, более чем спорными с точки зрения украинского законодательства. Последнее в принципе не предполагает процедуры отмены решений Конституционного суда: их не может отменить даже он сам, не говоря уже о других органах власти, от которых суд, по идее, должен быть независим. Не предполагается и роспуск Конституционного суда: законодательство допускает досрочное прекращение полномочий судей в случае нарушения ими присяги или вступления в силу в отношении них обвинительного приговора суда, но лишь в индивидуальном порядке, а не скопом.
Председатель Конституционного суда Александр Тупицкий заявил, что законопроект Зеленского имеет признаки попытки госпереворота. «Сегодня появляется проект закона — за ночь его склепали — № 4288, который имеет признаки конституционного переворота в Украине,— заявил Тупицкий.— Один человек взял на себя ответственность, потому что инициатива же президентская, и отменил указом решение КС. Так проще давать этому оценку. Результат-то одинаковый, но не надо подвязывать коллективную ответственность, по которой никто не отвечает».