Уравнение со всеми известными
Во Владивостоке «хабаровский кейс» читается без труда и без интриги: Москва хотела показать Хабаровску его место, а затяжные протесты показали Москве ее место. Теперь столица задумалась: оказалось, что арестовать губернатора проще, чем подыскать кандидатуру ему на смену
Сначала о вводных, про которые почему-то уже забывают. Итак: у хабаровчан отняли человека, который был для них символом самостоятельности края. Символом независимости края. Символом успеха земляка. И даже квинтэссенцией «хабаровского народа»: врач (то есть образованный, интеллигентный человек), который вынужден был пойти в бизнес, в котором, если не ты грохнешь, то тебя грохнут. И даже если его вина в причастности к убийствам будет доказана в суде, огромная часть людей его простит.
При том что все понимают: справедливый приговор Фургалу возможен только при одновременном возбуждении дел против милицейской и прокурорской верхушки края, которая ему покровительствовала.
А теперь к текущей ситуации. В Хабаровске люди уже несколько недель на улицах. Приморье смотрит на все это с большим интересом. И, увы, безучастно — декорации другие, но картина ясна. Ведь, пока в Хабаровске мирно царствовал Ишаев, в Приморье Москва сместила Наздратенко, потом Дарькина, потом показательно арестовала и жестоко наказала Пушкарева. Больших волнений приморцев по сему поводу не было: они понимали, что это «разборки между своими». Понимают и теперь. И факт остается фактом: Владивосток, сочувствуя северному соседу, его не поддержал. «Кормить голубей» на площадь Борцов за власть советов вышла очень маленькая кучка «голубятников». Почему, ведь у Владивостока достаточно своих обид? А все очень просто: всем понятно, что Сергей Фургал ничем не хуже отстраненного и чуть не арестованного по обвинению в мошенничестве с государственным имуществом приморского губернатора Сергея Дарькина и мало чем лучше осужденного за взятки сахалинского губернатора Александра Хорошавина, который получил 13 лет и отбывает их в колонии строгого режима в Хабаровском крае.
В Приморье толпы людей стояли на улицах сильно раньше — когда отстраняли и пытались обвинить во взятке владивостокского мэра Виктора Черепкова. Единственного мэра города, выбранного на «свободных выборах» и посему «народного», как и Фургал. Но это было в 1994 году. С той поры приморский народ бурлил только один раз, в декабре 2008 года. Вот тогда на главной площади города впервые со времен интервенции появился японский флаг. Конечно, не как символ отделения края от России и присоединения к Японии, а как символ любви и привязанности приморцев к недорогим (до повышения пошлин) и очень хорошим японским авто.
И приморцам понятно, что выводит хабаровчан на улицы. Конечно, не любовь к своему бывшему губернатору, а стремление показать, что этим арестом людям плюнули в душу. Они вот только-только начали становиться гражданами, которые сами решают, кому ими править. У них был выбор между человеком, который им не нравился, и другим человеком, на которого они возлагали надежды. Они вот только-только сами себя зауважали и убедились, что «выборы бывают честными». Но арест «народного губернатора» снова отбросил их в холопство. Тут очень важно подчеркнуть: дело не в личности Фургала, а в важности осознанного выбора. Поэтому все рассказы, мол, Фургал — бандит, хабаровчан не задевают. Все, кто выходил в защиту губернатора в Хабаровске, уверены, что дело не в том, что у Фургала темное прошлое, а в том, что он пошел наперекор системе. Вот это не прощается.
Испытано на себе
Стоит вспомнить, что в сентябре 2018 года и в Хабаровске, и во Владивостоке на выборах губернаторов произошли невероятные события. Кандидаты от «Единой России» Вячеслав Шпорт и самовыдвиженец Андрей Тарасенко не победили в первом туре. В Приморье второй тур заканчивался победой коммуниста Андрея Ищенко, и только срыв выборов, признание их недействительными из-за фальсификаций не позволили ему стать губернатором. В Хабаровске на подобный скандал никто не решился, и губернатором стал «жириновец» Сергей Фургал.
Люди, посвященные в политические тайны, уверяют, что Фургал нарушил договоренности, он должен был снять свою кандидатуру после первого тура. А на следующий год и пуще того: при новом губернаторе Хабаровского края «Единая Россия» проиграла все выборы с разгромным результатом — ЛДПР получила более половины мест в краевом парламенте, ее представитель выиграл место в Госдуме, на выборах городской думы Хабаровска ЛДПР получила 34 места из 35, а на выборах в думу города Комсомольска-на-Амуре 24 из 25 (по одному месту получили КПРФ и «Справедливая Россия»). Как можно объяснить такой разгром «Единой России»? Только одним: новый губернатор отказался помочь ей «административным ресурсом». Многие считают, что именно после этого судьба Фургала и была решена: нельзя безнаказанно подрывать авторитет правящей партии, которая придает стране стабильность.