Одаренный ребенок — повод для беспокойства?
Psychologies: Говорят, все дети рождаются способными. Если так, к чему они (точнее, мы все) способны?
Александр Венгер: Любой ребенок, который рождается здоровым, без медицинской патологии, обладает тем, что Алексей Николаевич Леонтьев называл «способности человеческого рода». Он способен овладеть речью, научиться воспринимать музыку и воспроизводить ее голосом (то есть петь), играть на музыкальных инструментах, рисовать. Каждый ребенок потенциально может овладеть любой массовой профессией. Каждый способен успешно включиться в общественную жизнь.
Боюсь, что родители имеют в виду другое, когда говорят: «Мой ребенок — способный».
У каждого из нас «способности человеческого рода» развиты в разной степени. Как у Оруэлла, «все животные равны, но некоторые равнее других». Так и тут. Любого можно научить петь (бегать на коньках, ходить на лыжах), но одному этот навык дается легче, а другому труднее.
Это индивидуальные различия. Упорными занятиями и тренировками каждый способен достичь средне-высоких результатов в овладении каким-то делом. А выдающихся результатов достигнет далеко не каждый.
Для этого нужны особо высокие способности, одаренность?
Да, причем они бывают двух типов, — общие и специальные. Общие способности важны практически для любой деятельности.
Это способность концентрироваться, аналитически мыслить?
Совершенно верно. Еще — хорошая память, интеллект, критическое мышление… А специальные способности важны для какой-то определенной деятельности. Для художника — это способность создать целостный образ. Для актера — способность к тонкому и точному выражению переживаний.
Надо способствовать развитию самого ребенка, а не его одаренности
Одаренность — особо высокий уровень развития этих способностей?
Некоторые ученые считают так. Но возможно, это другой способ видения, мышления. Скажем, мой младший сын был математически одарен, а старший сын просто способен. Разница между ними — 5 лет. Я даю им обоим решить задачу. Вскоре младший дает ответ. Я спрашиваю: как ты это понял? А он не может объяснить: ну это же так и есть. Чуть позже задачу решает и старший, но он, в отличие от младшего, может объяснить путь.
Одаренные люди — сколько бы им ни было лет — с огромным трудом рассказывают, как они до чего-то дошли. Эйнштейн в дневниках описывает, что он представлял себе физическую задачу как напряжение и расслабление разных мышц. Решить задачу — привести это в некое гармоничное состояние. Когда равновесие найдено, задача решена. Но описать словами путь почти невозможно.
Родители иногда настолько субъективны и пристрастны к своим детям, что в каждом их действии, рисунке, движении мысли готовы разглядеть зачатки одаренности. Как понять, одаренность ли это и как эту одаренность следует развивать?
Не думаю, что ее надо развивать. Надо способствовать развитию самого ребенка, а не его одаренности.
Почему?
Одаренность — это скорее предмет тревоги и беспокойства родителей, нежели повод для радости. Как сказал Козьма Прутков, «узкий специалист подобный флюсу, полнота его односторонняя». Такие дети бывают обречены на одностороннее развитие, у них часто нарушена социализация, т.е. способность легко общаться с другими.