«Рано или поздно цивилизация начинает сходить с ума и уничтожает себя. Как мы сейчас»

Что такое экзопланеты? Как они были открыты? Может ли на них существовать жизнь? Если да, какая она? Почему мы никак не можем зарегистрировать сигналы с других планет? Рассуждает академик Анатолий Черепащук, научный руководитель Государственного астрономического института им. М. В. Штернберга.

Беседовала Наталия Лескова

Фото: Дмитрий Лебедев

«У нас взрыва не было»

— Анатолий Михайлович, давайте поговорим об экзопланетах. Почему их стали так называть?

— Конечно, в связи с поисками жизни вне Земли. Есть знаменитая формула американского ученого Фрэнсиса Дрейка, которая рассчитывает количество внеземных цивилизаций в нашей галактике в зависимости от разных параметров. Среди них — количество звезд, вокруг которых находятся планеты типа нашей Солнечной системы, вероятность того, что на какой-то планете температура соответствует жидкой воде, и т. д. В этой формуле стоит штук 10 множителей. И все эти множители были очень спекулятивны.

Иосиф Шкловский, автор книги «Вселенная, жизнь, разум», как раз ссылался на эту формулу и говорил: «Как жалко, что мы не открыли ни одной планеты вокруг других звезд!» Ведь главный множитель был абсолютно неизвестным.

— Шкловский высказал идею, что звезды позднего спектрального класса вращаются медленно, а раннего — быстро...

— Шкловский выдвинул гипотезу: медленное вращение звезд позднего спектрального класса связано с тем, что вокруг этих звезд образовалась планетная система, которая основной вращательный момент «забрала» с собой. Медленное вращение звезд позднего спектрального класса типа нашего Солнца стали использовать как аргумент в пользу того, что должно быть много внесолнечных планет. Но потом появились работы, что, оказывается, звезды позднего спектрального класса обладают значительной конвекцией в атмосфере: температура атмосферы низкая, и атмосфера неустойчива по отношению к конвективным движениям. Вращение звезды и конвекция порождают магнитное поле, оно зацепляется за межзвездные облака и тормозит вращение звезды. У звезды раннего спектрального класса магнитное поле маловероятно, потому что там лучистая оболочка, она горячая, и перенос излучения легко проходит через атмосферу без конвекции. Поэтому, скорее всего, там нет сильных магнитных полей — вот они и вращаются быстро.

— Эта точка зрения царит и сейчас?

— Не совсем так. Сейчас ясно, что есть две причины медленного вращения звезд позднего спектрального класса: замедление их вращения как магнитным полем, так и планетной системой. Но многие ученые еще в 1960-х годах пытались обнаружить планеты вокруг других звезд. Казалось, если у Солнца есть планетная система, значит, и у других звезд должна быть. Голландский ученый Питер ван де Камп попытался измерить собственное движение так называемой летящей звезды Барнарда — это звезда, которая имеет собственное движение 10 угловых секунд в год, она очень близко, на расстоянии всего в несколько парсек, и очень быстро движется. И он с точностью не лучше 1/10 угловой секунды за много лет обнаружил периодические смещения этой звезды, вызванные присутствием массивной планеты. Но в середине 60-х годов более тщательные измерения опровергли этот результат.

Были и более ранние попытки. Еще в ХIХ веке выдающийся ученый Гаусс предложил в пустыне Сахара вырыть треугольный канал, чтобы с Марса могли этот треугольник заметить. А другой ученый в развитие этой идеи предложил сделать круг, залить керосином и поджечь, чтобы на «ночной стороне», когда марсиане будут наблюдать Землю, обнаружили сигнал для внеземных цивилизаций. Такой вот был жгучий интерес к этой теме.

— Каким же образом удалось обнаружить планеты вокруг других звезд?

— Ответ на этот вопрос пришел из неожиданной области: оказалось, что нейтронные звезды имеют планеты вокруг себя. Ведь нейтронная звезда — это объект размером порядка 10 км с плотностью 1015 г/см3, миллиард тонн в кубическом сантиметре. Они очень быстро вращаются, потому что они образовались в результате сжатия массивной звезды, сжатие и скорость вращения у них возрастают, у них периоды порядка секунд, в то время как время вращения Солнца — месяц. Но за счет уменьшения размера в миллионы раз у них скорость вращения очень большая. И, кроме того, у них есть магнитное поле. Оно формирует релятивистские частицы, которые излучает в радиодиапазоне. Нейтронная звезда обладает импульсами. Поскольку это вращение, то она излучает строго периодический импульс. Точность следования этих импульсов лучше точности атомных стандартов частоты, представляете? И когда люди понаблюдали пульсары длительное время, оказалось, что у трех из этих пульсаров есть периодическая компонента во временах прихода импульсов. По этой периодической компоненте вычислили, пользуясь законами тяготения Ньютона, что вокруг них должны быть планеты с массой чуть больше Земли. Сейчас уже известны три нейтронные звезды, около которых обнаружены планеты. У одной из них даже две планеты, а у других двух нейтронных звезд по одной.

— Почему же эти планеты сохранились? Ведь нейтронные звезды должны были их разорвать.

— Да, это было поразительно. Люди сразу задумались: как могли появиться планеты около нейтронной звезды, которая образовалась в результате взрыва сверхновой? Огромная энергия, оболочка — она бы просто снесла их, потому что скорость оболочки — 10 тыс. км/сек. Но этого не случилось. Сейчас считается, что планеты образовались не из первоначальной звезды, а после взрыва сверхновой. Когда одиночная вращающаяся нейтронная звезда образовалась, часть выброшенного вещества упала назад (так часто бывает в модельных расчетах), и некоторое количество вещества под действием гравитации вернулось назад. Так вокруг нейтронной звезды образуется диск, и из этого диска рождаются планеты.

— У нас тоже так было?

— У нас взрыва не было. Солнце — это спокойная звезда. Мы формировались нормальным образом из газопылевого облака, оно вращалось, в центре образовалось сначала протоСолнце, потом — Солнце, а из остатков газового облака — планеты.

Фото: Дмитрий Лебедев

«Мы с волнением ждем, когда появятся линии кислорода и азота»

— Каким образом были открыты планеты вокруг обычных звезд?

— Они были открыты в 1995-м. Два швейцарских ученых, Мишель Майор и Дидье Кело, заметили, что линии в спектре звезды 51 в созвездии Пегаса испытывают периодические доплеровские смещения с очень маленькой амплитудой, всего 50 м/сек. К этому успеху привело то, что на протяжении примерно 10 лет до этого астрономы стали сильно повышать точность измерений доплеровских смещений линий в спектрах звезд. У звезды типа Солнца очень много линий в спектре, линий металлов и т. д. Массивные звезды горячие, там только редкие линии гелия и водорода. А у звезд типа Солнца тысячи линий.

Главный экспонат Главный экспонат

Автомобили, на которых люди станут ездить (и даже летать) в ближайшее время

Едем со спокойной душой Едем со спокойной душой

Что обязательно нужно сделать перед отпуском?

20 вещей, которые могут тебе пригодиться в постели 20 вещей, которые могут тебе пригодиться в постели

Объекты и явления, при помощи которых твой секс будет еще великолепнее

Страшный эксперимент из СССР! Как ученый Владимир Демихов создал двухголовую собаку Страшный эксперимент из СССР! Как ученый Владимир Демихов создал двухголовую собаку

Сюрреалистичный эксперимент доктора Демихова

Не мы такие, кино такое Не мы такие, кино такое

10 безжалостных режиссеров-садистов

«Ты альтушка или хиппи?» Путеводитель по новым (старым) субкультурам «Ты альтушка или хиппи?» Путеводитель по новым (старым) субкультурам

Чем живут и о чем мечтают представители современных субкультур

Отцовский клуб: Суперсемейки Отцовский клуб: Суперсемейки

О семье с шестью детьми и о соло-папе с 10 подростками

Men Today
Что делают с багажом, который отбирают у пассажиров в аэропорту Что делают с багажом, который отбирают у пассажиров в аэропорту

Что происходит с конфискуемыми у пассажиров самолетов вещами?

Как книга Гете «Страдания юного Вертера» спровоцировала суициды в Европе! Интересная история Как книга Гете «Страдания юного Вертера» спровоцировала суициды в Европе! Интересная история

Как роман Гете создал феномен «Эффект Вертера»

Вот это поворот Вот это поворот

Ищем (и находим) новую профессию в любом возрасте

Российские ихтиологи переоткрыли исчезнувшую сардельку Российские ихтиологи переоткрыли исчезнувшую сардельку

Ихтиологам удалось продемонстрировать, что абрауские тюльки еще не вымерли

Ваши цветы в этом очень нуждаются: 4 способа, как аккуратно стряхнуть пыль с комнатных растений Ваши цветы в этом очень нуждаются: 4 способа, как аккуратно стряхнуть пыль с комнатных растений

Как правильно вытирать пыль с комнатных растений

Молчание Вселенной или парадокс Ферми: как ученые ищут инопланетные цивилизации Молчание Вселенной или парадокс Ферми: как ученые ищут инопланетные цивилизации

Как ученые объясняют отсутствие внеземных цивилизаций?

Робот Pepper помог людям восстановить движения в руках после инсульта Робот Pepper помог людям восстановить движения в руках после инсульта

Робот Pepper проводил реабилитационные тренировки с людьми после инсульта

Вычислить в толпе Вычислить в толпе

Какие мотивы движут преступником и можно ли распознать его в пассажиропотоке?

P.I.C. Partner In Crime
Что такое профайлинг и как он работает Что такое профайлинг и как он работает

Как на самом деле определить, лжет человек или говорит правду?

Как предотвратить измену в молодом, среднем и зрелом возрасте? Как предотвратить измену в молодом, среднем и зрелом возрасте?

Что толкает нас за пределы пары и можно ли избежать неверности?

Публицистический запрос на безжалостность Публицистический запрос на безжалостность

Как памятник литературы сформулировал кодекс поведения главы государства

«На рынке венчурных инвестиций наступает переломный момент» «На рынке венчурных инвестиций наступает переломный момент»

Как простому россиянину заработать на инвестициях в новые сферы экономики

Деньги
Гурьевская каша Гурьевская каша

Одна каша занимает особое место в гастрономической летописи страны

КАНТРИ Русская азбука
Есть ли у вас порнозависимость? Изучите чек-лист из 5 пунктов Есть ли у вас порнозависимость? Изучите чек-лист из 5 пунктов

Порнозависимость: почему она возникает и как её выявить?

Как американка спасла дочь от тяжелой болезни и заработала миллиарды Как американка спасла дочь от тяжелой болезни и заработала миллиарды

Как болезнь дочери сподвигла Мартину Ротблатт создать биотех-компанию

Жизнь в плену имени Жизнь в плену имени

Марк Юний Брут: история и жизнь того, кто лишил жизни Гая Юлия Цезаря

Еще до прочтения сжечь: почему киберпреступники не снижают фишинговую активность Еще до прочтения сжечь: почему киберпреступники не снижают фишинговую активность

Почему фишинг остается наиболее эффективным способом социальной инженерии

Нобелевские премии по физике в контексте истории Нобелевские премии по физике в контексте истории

Почему Нобелевскую премию Эйнштейну дали так поздно?

«Призрачный свет» и другие фильмы о созидательной силе искусства «Призрачный свет» и другие фильмы о созидательной силе искусства

4 вдохновляющих фильма о целительной силе искусства

В 14 лет работал на ФБР, а в 15 лет стал наркобароном! Удивительная история подростка из США В 14 лет работал на ФБР, а в 15 лет стал наркобароном! Удивительная история подростка из США

Ричард Верше-младший раскрыл крупнейший коррупционный скандал в истории Детройта

Почему родителям надо уважать границы молодой семьи: 3 совета теще и свекрови Почему родителям надо уважать границы молодой семьи: 3 совета теще и свекрови

Почему родители часто вмешиваются в уклад молодой семьи?

Лето в городе Лето в городе

Как интересно провести время на отдыхе в городе

Здоровье
Искусственный интеллект изменил прогнозирование погоды! И вот чего ждать в будущем от ИИ Искусственный интеллект изменил прогнозирование погоды! И вот чего ждать в будущем от ИИ

Почему искусственный интеллект точнее и быстрее прогнозирует погоду?