Волка бьют не за то, что он сер
В прошлом номере «Ъ-Науки» мы рассмотрели динамику численности волка серого, которая в последние десятилетия резко возросла и продолжает расти. Ответные меры на это со стороны властей у нас в России и в Западной Европе принимаются противоположные. Найти здесь золотую середину будет проблематично, если не уделять достаточно внимания по меньшей мере двум биологическим особенностям этого сверххищника — его достаточно разумным поведенческим реакциям и его генетике, а также тому непреложному факту, что современное социальное восприятие волка, мягко говоря, не вполне адекватное.
В европейской культуре волк одно из самых мифологизированных животных. Волк-прародитель или воспитатель родоначальника племени довольно часто встречается у народов Евразии. Самый известный пример — легенда о Капитолийской волчице, вскормившей Ромула и Рема. В Средние века волк из почитаемого тотема превращается в абсолютное зло: чудовище, которому суждено проглотить Солнце и самого бога Одина в «Старшей Эдде», и олицетворение мирового зла дьявольскую волчицу из «Божественной комедии» Данте.
В эпоху промышленной революции ландшафт Европы кардинальным образом изменился, исчезли непроходимые дремучие чащи с волками-оборотнями, и волк превратился в неудачливого лицемера из «Красной шапочки», которого в итоге убили и распотрошили охотники. Дальше — больше. Как уже говорилось в нашей предыдущей статье, под влиянием алармистов, а потом «зеленых» во второй половине прошлого века в общественном сознании европейцев сформировалась сказка о благополучном и радостном волке, которого следует защищать и любить. А у нас в то же время несколько поколений было воспитано на мультсериале «Ну, погоди!» с уж очень смешным и глупым волком.
Встреча 40 тысяч лет назад
Прародители современного человека и волка встретились около 40 тыс. лет назад, когда пришли в Евразию и попали в совершенно другую природную среду. Здесь в тундростепном поясе волки пасли большие стада копытных, защищали свое стадо от чужих стай и постоянно кочевали вслед за стадом, куда бы оно ни шло. Согласитесь, что это сильно напоминает стадию среднего варварства человека в неолите (как называют этот этап праистории общества), которая началась 5 тыс. лет назад с переходом наших предков от собирательства и охоты к земледелию и скотоводству. И помощниками в этом человеку уже были собаки, то есть прирученный 15 тыс. лет назад подвид волков. Достаточно сравнить эти три даты, чтобы задуматься, кто кого и чему научил.
Удивительного в этом нет. Волки являются одним из самых общительных видов на земле, наравне с человеком и приматами. Они постоянно налаживают новые контакты внутри стаи и с другими стаями, кормят не только своих, но и чужих щенков в стае. Есть волки-няньки, которые занимаются тем, что следят за всеми щенками в стае, пока другие ведут охоту. Предполагают даже, что современные волки в итоге стали менее развитыми в общении, чем волки тундростепного периода, так как теперь не существует таких огромных стад копытных и их перемещений. Современные волки зачастую живут мелкими группами — семьями и стаями.
Но как бы там ни было, волк по-прежнему существо умное. Экспериментальные исследования показали, что обучение волков идет намного быстрее, чем собак, а рассудочная деятельность у волков лучше. По наблюдениям члена-корреспондента АН СССР Льва Крушинского, более совершенное поведение волков — результат сложнейшей социальной организации их семей. Семейные группировки имеют четкую иерархическую структуру, облегчающую достижение конкретных целей, быстрое обучение молодняка и лучшую сохранность.
Человек в волчьей семье
Если Лев Крушинский был основоположником учения об элементарной рассудочной деятельности животных как предыстории интеллекта человека и на примере волка показал, что наряду с адекватным реагированием на раздражители животные в состоянии выполнять прогнозирующие реакции, то есть у волка имеется способность к элементарному мышлению, то профессор Ясон Бадридзе с начала 1970-х годов в течение 20 лет детально изучал, какие именно факторы необходимы для реализации максимально доступного этим животным уровня рассудочной деятельности. Причем два года изучал их in situ, в естественной для волков среде, став своим для семьи из пяти волков Боржомского заповедника.
Он готовился к встрече с волками в течение нескольких месяцев. Наблюдал за ними издалека, подкладывал на тропинки куски одежды, пропитанные его запахом, чтобы животные привыкли к нему. Наконец состоялась встреча с вожаком стаи. После взгляда глаза в глаза с волком Ясон Бадридзе долгое время не мог прийти в себя. Стая приняла его, но ученый был в ней лишь сторонним наблюдателем, или «присутствующим», как он сам себя называет. Бадридзе спал в бурке, разжигал костер, но поодаль от волков, чтобы не тревожить их дымом, помогал в охоте и иногда ел мясо вместе с хищниками.