Древний мир, каким его знали греки в канун рождения македонского царевича

Знание – силаИстория

Мир до Александра. Путешествие начинается…

Александр Голяндин

Карта Земли по Гомеру. Таким греки представляли себе мир в IX веке до н.э.

В июле этого года исполняется 2380 лет со дня рождения одного из самых известных античных героев – Александра Македонского (356—323 гг. до н. э.). Историки традиционно говорят, что Александр завоевал бóльшую часть известного грекам мира. Но что это был за мир? Каким его представляли себе древние греки? Каким его воображал сам царь Александр? Какими знаниями об окружающем мире он обладал? Кто были его учителя?

Попробуем разобраться с этим и увидеть древний мир таким, каким его знали греческие ученые в канун рождения македонского царевича. Итак, что такое была известная им ойкумена, что в переводе с греческого означает «заселённая» (земля)?

Следы на песке

Для начала давайте начертим окружность – фигуру, столь любимую греческими математиками. Разделим очерченный ею круг на три части: Европа, Азия и Ливия (так древние называли Африку, причем Египет или Восточный Египет, вплоть до Нила, часто относили к Азии. – А. Г.). Посредине круга заштрихуем полоску. Это будет Средиземное море и примыкающие к нему моря, почти со всех сторон охваченные частями суши. В свою очередь, круг будет мысленно окружен водой – огромным, объемлющим всё океаном. Вот мироздание в первом и самом общем представлении, каким его видели древние греки.

Им для того, чтобы изобразить карту мира в разговоре с несведущим человеком, не нужны были ни вощеные дощечки, ни папирус и ни пергамент. Достаточно было сломить прутик и на песке, на берегу моря, где так любили отдыхать греческие мужи (и эта любовь не перевелась еще и поныне), прорисовать круг, а посредине вырыть ямку – символ волнующегося пред ними виноцветного моря.

Возможно, именно так, рисуя круг на земле и ровно деля его на части, объяснял устройство мира Аристотель, когда обучал юного македонского царевича Александра, чьим придворным учителем он был.

Аристотель и Александр

В европейской истории Нового времени мы не раз встречаемся с тем, что наследника трона, будущего великого правителя державы воспитывает великий ученый, философ, писатель. Обращаясь к истории России, мы вспоминаем, например, что наставником будущего царя Александра II был поэт В. А. Жуковский, а историк С. Ф. Платонов, блестящий знаток Смутного времени, преподавал историческую науку великим князьям при дворе Николая II, итогом правления которого стала новая русская Смута.

Но первым известным мудрецом, напутствовавшим в жизнь царевича, был в европейской культуре греческий философ Аристотель (384— 322 гг. до н. э.). В течение двух лет он воспитывал наследника македонского престола Александра.

Аристотель и его ученик Александр. Художник Шарль Лаплан. 1866 год

Царевичу было тринадцать лет, когда весной 342 года его отец, царь Филипп, пригласил Аристотеля к своему двору. Ему предложили стать домашним учителем в царской семье – пестовать его первенца.

Аристотелю тогда едва минуло сорок лет. Он еще не был мировой, то есть общегреческой, знаменитостью. Пожалуй, царь Филипп был бы изумлен, доведись ему узнать, что его наемный работник затмит своей славой всех правителей Греции, прошлых и будущих, исключая разве что афинянина Перикла и его собственного сына, которому только предстоит научиться царствовать – и сделать это в том числе с помощью Аристотеля.

Пока же о нем было известно одно – что он был учеником Платона, а это уже считалось «знаком качества». Воспитывая будущего царя, он должен был придать ему греческий лоск, облагородить юного дикаря из македонского захолустья. Конечно, уговорить этого модного любомудра было нелегко. Филипп воззвал к его патриотическим чувствам. Он пообещал восстановить его родной город Стагиру, расположенный в Северной Греции и теперь лежавший в руинах. Тогда Аристотель согласился.

Добавим, что до руин этот город довел добродетельный царь Филипп, недавно прошедший север Греции огнем и мечом.

Школа жизни

Вместе с Аристотелем стал преподавать и его племянник, историк Каллисфен (впоследствии он окажется в опале и погибнет в одном из походов Александра Македонского).

Выбор царя был благословенным. Юный Александр, по словам Плутарха, «любил учителя не меньше, чем отца, говоря, что Филиппу он обязан тем, что живет, а Аристотелю тем, что живет достойно» («Александр», 8). И если отношения с отцом у повзрослевшего сына испортились, то к учителю он сохранил уважение навсегда.

Занятия проводились в священной роще, где, как писал с репортерской зоркостью Плутарх, еще и «и поныне показывают каменные скамьи, на которых сидел Аристотель, и тенистые места, где он гулял со своим учеником» («Александр», 7).

Главными школьными предметами были философия, география и другие естественные науки. Аристотель, например, преподавал «барчуку» врачевание, поскольку сам был сыном врача. Он, кстати, сумел научить Александра искусству исцеления людей, сделав свою школу еще и «школой жизни». Впоследствии, пишет Плутарх, царь, «как можно заключить из его писем, приходил на помощь заболевшим друзьям, назначая различные способы лечения и лечебный режим» («Александр», 8).

Особое место в этих занятиях занимала литература. Александр увлекся Гомером – великим батальным поэтом, творцом «Илиады». Под руководством учителя царевич упражнялся в филологии – переписывал эту поэму и истолковывал отдельные ее стихи.

Нет ничего случайного в том, что свое завоевание Азии он начнет потом с символического жеста – казалось бы, растрачивая время впустую, допуская, как говорят шахматисты, «непозволительную потерю темпа». Едва оказавшись на малоазийском побережье, Александр поведет свое войско не на битву с персами, а зачем-то в сторону, к развалинам Трои, прославленной Гомером. Но, может быть, взывая к теням умерших героев «Илиады», он вымолит у них поддержку и победу в грядущей войне?

С «Илиадой» он не расставался всю жизнь. Во всех походах его сопровождала эта книга, заботливо вычитанная и исправленная Аристотелем. Перед сном он клал себе под подушку кинжал, чтобы защитить себя и шкатулку, где хранилась «Илиада», чтобы близость этой книги питала его мысли и незримо придавала ему силы. Александр не раз повторял, что «изучение "Илиады" – хорошее средство для достижения военной доблести»

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Дворец и храм Дворец и храм

Грандиозные проекты Ирода Великого на сто лет вперед определили облик Иерусалима

Знание – сила
Загадочный конверт Загадочный конверт

Александр Бекзадян вел себя все менее и менее осмотрительно...

Дилетант
Годовые кольца: 1824 Годовые кольца: 1824

Создание шрифта Брайля и потоп в Петербурге: что происходило в мире в 1824 году

Вокруг света
Блокчейн при галстуке Блокчейн при галстуке

Цифровые финансовые активы в оценках бизнесменов-практиков

Цифровой океан
Высадка американских войск в Нормандии Высадка американских войск в Нормандии

Пляж Омаха, 6 июня 1944 года

Дилетант
Как стеклышко Как стеклышко

Заготовки летом. Как стерилизовать стеклянную тару в микроволновке?

Лиза
«Во всем дойти до самой сути…» «Во всем дойти до самой сути…»

Разговор с Вадимом Дудой о настоящем и будущем библиотек

Знание – сила
Зачем императору резец? Зачем императору резец?

История ученической гравюры императора Николая Павловича

Дилетант
«Бракосочетание Наполеона I и Марии-Луизы» «Бракосочетание Наполеона I и Марии-Луизы»

Мария-Луиза до последнего надеялась, что брак с Наполеоном не состоится

Дилетант
Достоевский на улице Сезам Достоевский на улице Сезам

«Эрик»: Бенедикт Камбербэтч в Нью-Йорке 1980-х

Weekend
Библиотеки античности Библиотеки античности

Первые библиотеки человечества. Какова их судьба?

Знание – сила
Юбилеи круглые и не очень Юбилеи круглые и не очень

Кубик, змейка, шар, сварка в космосе и другие июльские события разных лет

Знание – сила
Троцкизм, как и было сказано Троцкизм, как и было сказано

Как с помощью «троцкизма» Сталин решил подорвать авторитет Троцкого

Дилетант
Японский островок Японский островок

Как превратить свой загородный участок в оазис умиротворения и покоя

Лиза
Западная Сибирь: Космическое путешествие Западная Сибирь: Космическое путешествие

Попасть на другую планету, не покидая свою? Легко!

Цифровой океан
«Услужливая диктатура» и крупный капитал: 12 лет вместе «Услужливая диктатура» и крупный капитал: 12 лет вместе

Отношения германского национал-социализма и крупного капитала были не простыми

Дилетант
Мучительно неточная Мучительно неточная

«Объясни мне, любовь»: Маргарете фон Тротта об Ингеборг Бахман

Weekend
Операция «Утка» Операция «Утка»

В 30-х годах Сталин решил, что выслать Троцкого за пределы СССР недостаточно...

Дилетант
Камерный завод Камерный завод

Репортаж с производства комплексов видеофиксации

Цифровой океан
Хьюстон, у нас дилемма Хьюстон, у нас дилемма

Алгоритмический рецепт победы, когда все играют против всех

Цифровой океан
Осторожно: тромб! Осторожно: тромб!

10 неочевидных симптомов, которые могут сигнализировать о тромбах

Лиза
«Свободная Франция» против Виши «Свободная Франция» против Виши

Как почтовые марки стали одним орудием борьбы «Свободной Франции» и режима Виши

Дилетант
Отпечаток в небе Отпечаток в небе

Авиационные двигатели на 3D-принтере — проект Сколтеха

Цифровой океан
Оттенки неба Оттенки неба

Существует ли преломление воздуха? Откуда ночью синева и даже желтые оттенки?

Знание – сила
После Ленина: гибель левой оппозиции После Ленина: гибель левой оппозиции

Как соратники тяжело больного Ленина начали ожесточённую борьбу за власть

Дилетант
Поговорим начистоту Поговорим начистоту

Ритуал очищения кожи летом должен быть особым

Лиза
От commodities к брендам От commodities к брендам

Как расширить присутствие российской продукции на внешних рынках

Агроинвестор
Генная терапия: встречайте лекарства будущего Генная терапия: встречайте лекарства будущего

Насколько мы близки к победе над «плохой генетикой»?

Монокль
Как нравиться людям Как нравиться людям

12 шагов, чтобы стать приятным собеседником

Лиза
Державинские «университеты» Державинские «университеты»

«Нравом и обычаем каторжник, а познаниями невежда», – так был наречен Иосиф Розе

Знание – сила
Открыть в приложении