Как выбрать лучший парашют?
Мы продолжаем знакомить наших читателей с техническими проектами, которые были подготовлены российскими школьниками и получили высокую оценку специалистов. До сих пор героями наших материалов были ученики классов пердпрофессиональной подготовки города Москвы. Но талантами богата отнюдь не только столица, и мы рады возможности расширить географию таких публикаций.
В 1994 году в Красноярске был создан Центр дополнительного образования «Аэрокосмическая школа имени Героя Социалистического Труда Гупалова В.К.». 30 марта этого года он отметил свое тридцатилетие. В школе обучаются дети от 5 до 17 лет. В настоящее время по технической программе проходят обучение 525 детей, по социально-гуманитарной – 543 ребенка, по естественнонаучной – 567, по физкультурно-спортивной – 38. В 2023 году три ученика школы стали победителями краевого молодежного форума «Научно-технический потенциал Сибири». Первое место в номинации «Техносалон» по направлению «Транспортные системы» получила Мирра Кочеткова с темой «Выбор оптимальной формы парашюта системы спасения полезного груза в ракетно-космической технике».
Мирра обучается в аэрокосмической школе по специальности «Ракетомоделирование». История ее выбора специальности не лишена драматизма. Когда-то она занималась по социально-гуманитарной программе и планировала получить профессию экономиста. И как будущий экономист интересовалась биографией Илона Маска, сверхуспешного бизнесмена. За чтением его биографии Мирру однажды застал одноклассник и тут же предложил построить и запустить ракету по классическому рецепту, известному нескольким поколениям юных техников. Недолго думая, Мирра согласилась, первый запуск прошел успешно, но при попытке повторить его самостоятельно и проверить, насколько большую полезную нагрузку ракета сможет нести, произошел взрыв. Мирра получила довольно тяжелую травму и сделала два вывода. Во-первых, что конструирование и запуск ракет – это именно то, чем она хочет заниматься, во-вторых, что в дальнейшем это следует делать под руководством компетентного специалиста. Совет родителям: отдайте вашего ребенка в соответствующее учебное заведение раньше, чем он начнет конструировать что-то взрывоопасное самостоятельно.
Но вернемся к проекту – победителю сибирского форума, научным руководителем которого стал Вадим Валентинович Кольга, доктор педагогических наук, педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории МБОУ ДО ЦДО «Аэрокосмическая школа имени Героя Социалистического труда Гупалова В.К.», профессор кафедры «Летательные аппараты» Сибирского государственного университета науки и технологий им. академика М.Ф Решетнева.
При запуске ракет встает вопрос возвращения полезного груза на землю в целости и сохранности, планового или аварийного. Примером планового возвращения груза является отделение ступени ракеты, которая затем приземлится и будет использована повторно. А система аварийного спасения экипажа впервые в истории космонавтики сработала 5 апреля 1975 года при выведении на орбиту космического корабля «Союз-18». Тогда не запустились двигатели третьей ступени, ситуация возникла смертельно опасная, но космонавты Василий Лазарев и Олег Макаров вернулись на Землю живыми.