Операция «Утка»
Бывший вождь Красной армии, бывший председатель Реввоенсовета, бывший нарком по военным делам, бывший член ВКП(б) в 1929 году решением политбюро был выслан за пределы СССР за антисоветскую деятельность. Меньше чем через 10 лет Сталин решил, что этого недостаточно.
Преданная революция
В 1929-м Троцкого не арестовали, не приговорили к смерти, а вывезли в Турцию, где поселили в советском посольстве в Стамбуле. Оттуда его выселяют на один из Принцевых островов, Принкипо. В 1933-м ему удаётся выехать во Францию, оттуда с большим трудом он добивается политического убежища в Норвегии. Советская сторона всеми силами препятствует его переездам.
Когда в 1936-м в Москве судят троцкистов, Лев Троцкий заканчивает книгу «Преданная революция: что такое СССР и куда он идёт?», где называет происходящее «сталинским термидором», а самого Сталина обвиняет в бонапартизме. В том же году на дом художника Конрада Кнудсена, где живёт с женой изгнанник, нападают правые экстремисты, желающие доказать связь Троцкого с международным коммунизмом. Наркомат иностранных дел СССР давит на норвежское правительство, и мятежного марксиста интернируют в ещё более глухую точку Норвегии.
В конце 1936-го Мексика, у которой нет дипотношений с СССР, соглашается принять изгнанника. Так, от норвежского художника чета Троцких переселяется к мексиканским — в дом Диего Риверы и Фриды Кало в Койоакане, пригороде Мехико. Но художники — народ пылкий, а жить лучше своим домом. Дом этот семья находит на соседней улице. Троцкого предупреждают, что против него готовится операция. Он и сам это ощущал. В 1938-м умирает при операции в парижской больнице его сын и соратник, Лев Седов, и отец считает его смерть крайне подозрительной. Также при странных обстоятельствах погибают два его секретаря. Дом в Койоакане оборудуется, как крепость: окна с железными ставнями, двери под охраной, сигнализация. Видеть, как лидер мирового троцкизма кормит своих кур и кроликов (а Лев Давидович их завёл при первой возможности), могли лишь доверенные лица. Близость США позволяла нанимать в качестве секретарей и охранников американцев, сочувствующих идеям троцкизма, а их было немало. Но, как заметил Сталин, в троцкистском движении была только одна важная политическая фигура — сам Троцкий.
Мероприятия по делу «Утка»
По словам Павла Судоплатова, изначально операция называлась «Уткой» в смысле дезинформации в прессе, хотя речь шла о самом настоящем убийстве. В сохранившихся документах НКВД о ликвидации Троцкого сказано именно так «мероприятия по делу “Утка”» и даже так: «цель: ликвидация “Утки”». Средства тоже указаны: отравление пищи, воды, взрыв в доме, взрыв автомашины при помощи тола, прямой удар — удушение, кинжал, удар по голове, выстрел. Возможно вооружённое нападение группы.
В общей сложности на ликвидацию «Утки» потребовались два года, десятки людей и несколько сотен тысяч долларов. Штаб в Москве возглавлял Павел Судоплатов. Руководитель операции на месте — Наум Эйтингон, в донесениях — Том, который кроме французского, немецкого и английского владел испанским, а в 1939-м был главой испанской резидентуры. Другими подходящими сотрудниками стали испанцы — участники недавней гражданской войны и отчаянные сталинисты. В третьем томе «Очерков истории российской внешней разведки» рассказ о ликвидации Троцкого предварён сообщением, что материалы по этой операции сохранились не полностью, а кое-какие даже были уничтожены.