Артем Дервоед: «Солистом нужно родиться»
Один из самых титулованных гитаристов России — о гитарной музыке и о том, как складываются судьбы гитаристов
Артем Дервоед — выпускник Российской академии музыки имени Гнесиных (класс заслуженного артиста РФ, профессора Николая Комолятова), обучался в академии «Киджиана» (Сиена, Италия) у Оскара Гильи — ученика Сеговии и в Гитарной академии Кобленца (Германия) у Аниелло Дезидерио. Лауреат престижных международных конкурсов и обладатель 16 первых премий. Среди конкурсов — имени Микеле Питталуги (Италия), принцессы Кристины (Испания), Александра Фраучи (Россия), конкурсы BostonGuitarFest (США), StefanoStrata — Città di Pisa (Италия), GuitarGems (Израиль) и другие.
Он сооснователь и артистический директор Московского международного фестиваля «Виртуозы гитары». Это главный фестиваль академической гитарной музыки в России. На XVIII фестивале в Концертном зале имени П. И. Чайковского в исполнении Артема Дервоеда и симфонического оркестра имени Евгения Светланова под управлением Клемана Нонсье прозвучала мировая премьера Dies Irae — фантазия для гитары с оркестром Никиты Кошкина. После концерта «Монокль» поговорил с музыкантом о гитарной музыке и о том, как складываются судьбы гитаристов.
— В симфоническом оркестре и струнные, и духовые инструменты звучат громче гитары и по отдельности, и тем более когда играют одновременно. Как вы с этим справляетесь?
— Жанр «гитара с оркестром» появился в начале девятнадцатого века, и непонятно, как тогда гитаристы решали эту проблему. Можно только догадываться, что никому бы не пришло в голову написать музыку для гитары и такого состава оркестра, который был у меня на премьере Dies Irae Никиты Кошкина — были струнные инструменты, были духовые — деревянные, не медь, и флейта была другой, и смычки были другие, поэтому гитариста было хорошо слышно. Пример тому — итальянец Мауро Джулиани, один из первых ярких классических гитаристов. После первого концерта для гитары с оркестром, написанного в Вене, куда он приехал делать карьеру — там на тот момент был центр музыкальной вселенной, он сочинил еще два. Если бы первый провалился, Джулиани бы этого не сделал.
Сейчас все движется в сторону увеличения громкости. В XIX веке pianoforte (молоточковое фортепиано по-итальянски. — «Монокль») не было таким громким, как сейчас: оно было меньше размером, и у него было намного более теплое звучание. И гитара тоже становится громче, но догнать своих струнных «соплеменников» она не может — настолько громко гитара даже сейчас не умеет звучать. Но появились хорошие микрофоны, хорошие усилители, хорошие динамики — благодаря им мы можем играть даже с таким составом, в исполнении которого прозвучала моя мировая премьера. Меняется конструкция гитары, появляются усилители, предназначенные именно для классической гитары и сохраняющие ее тембр. При всем разнообразии гитар классическая пленит своим звуком — это теплое полифоническое звучание. Оно сродни человеческому голосу, и это одна из главных cоставляющих ее успеха. Сейчас я нашел одного французского мастера, который делает и гитары, и звукоусиление к ним. Он, хитрец, сделал так, что его чудозвукоусиление работает только с его гитарами. И я загорелся: мне срочно нужна эта гитара.
— Выходит, что эволюция акустических инструментов происходит за счет симбиоза с электроникой.
— Конструкторы постоянно ищут возможности увеличить громкость музыкальных инструментов — и гитары, и рояля. Есть очень много противников: «Как же так? Гитара — тихий инструмент, а эти современные гитары так орут!» Но сравните тембры звучания pianoforte девятнадцатого века и современного Steinway grand piano: это небо и земля. И все к нему привыкли, хотя, на мой взгляд, музыка Шуберта звучит намного приятнее на pianoforte, чем на современном рояле. С гитарой то же самое: да, она становится громче. Каким-то мастерам удается сохранить, по меньшей мере приблизительно, тот самый тембр, который мы полюбили в двадцатом веке — именно тогда сложилось ее звучание и конструкция, — кому-то это удается меньше.
— Что происходит с гитарой? Как меняется ее конструкция?
— Все строится на усовершенствовании верхней деки. Для гитары это «мотор». Все идеи сводятся к тому, чтобы сделать этот мотор легким и максимально упругим. Одна из концепций предполагает решетчатую систему пружин, другая — с применением материалов, разработанных для авиакосмической промышленности. В том числе Nomex — очень жесткий материал и при этом невероятно легкий.
Дека создается из нескольких слоев по принципу сэндвича: два очень тонких слоя, из ели или кедра, а между ними Nomex, по своей структуре напоминающий пчелиные соты. И это дает верхней деке невероятную легкость, но при этом жесткость и упругость, благодаря чему звук становится громче.
— Гитара для концертов и для студийных записей — это разные инструменты?