«Нам в пять утра срочно нужен кокошник, у кого есть?»: как сейчас работают художники по костюмам в кино
Насколько бурно развивается сейчас российская киноиндустрия, видно даже тем, кто не особо ею интересуется. Выходят сериалы-блокбастеры, в кинотеатрах крутят новые зрелищные картины. И за этим стоят не только талантливые режиссеры и сценаристы, но и целая команда профессионалов, в том числе художники по костюмам. Мы решили разобраться, как устроена эта профессия, и поговорили с несколькими художниками, которые сейчас создают костюмы для самых громких российских проектов, о том, чем она хороша и плоха, в какую сторону движется и кому ни в коем случае не стоит в нее идти.
Изнанка индустрии
В кино мы идем на творчество конкретного режиссера, любимых актеров или благодаря зацепившему трейлеру и нечасто задумываемся, кто своими руками создает образы героев на экране (когда автор этого текста рассказывала разным людям, какой фильм в этом году получил «Оскар» за костюмы, некоторые собеседники удивлялись, что такая номинация вообще существует). Художники по костюмам, а вместе с ними их ассистенты и костюмеры — люди, благодаря которым мы потом десятилетиями мечтаем о плаще как у Нео и называем тюлевые юбки не иначе как «юбка Кэрри Брэдшоу». Конечно, не каждый фильм номинируется на ту или иную премию за костюмы и не все красивые наряды из фильмов становятся культовыми, но это не отменяет вложенного труда. Как выстраивается рабочая рутина, что в ней самое лучшее и самое сложное, мы решили спросить непосредственно у художников.
«Все начинается после звонка режиссера. Эскизы. Долгие ночные разговоры. И подбор материала», — кратко описывает свою работу художница по костюмам Надежда Васильева, вдова режиссера Алексея Балабанова, работавшая вместе с ним над большинством его фильмов, лауреат премии «Ника» за работу над картинами «Замок» и «Матильда», профессионал с четырьмя десятками картин в фильмографии. И все равно она признается, что не любит площадку, а самое сложное в работе — справляться с эмоциями относительно всего, от технических нюансов с поставками материалов («Пока дождешься их привоза, можно поседеть») до отношений в коллективе: «В Америке киноиндустрия развита, а у нас нет. Но везде одно и то же: режиссер может ночью позвонить и предложить или потребовать что-то новенькое. Его осенило! И ты вынь да положь».
Дарья Фомина, художница по костюмам нашумевшего «Слова пацана», свой большой путь в профессии начинала с сериала «Эпидемия», дальше работала над многими проектами, в том числе над фильмами «Ника», «Бансу» и только что вышедшим «Фрау». «Самый лучший момент в моей работе — когда ты читаешь сценарий и уже понимаешь странице на пятой, что он зацепил, — говорит она. — Начинаешь сразу в голове представлять, какие будут костюмы. Потом встречаешься с режиссером, доносишь свои идеи, и если он отвечает: “О, класс, я думал точно так же” или “Ой, а вот здесь было бы здорово чуть по-другому сделать” — начинается магия кино, назовем это так банально». Конечно, работа художника не сводится исключительно к творчеству, все всегда упирается во время и бюджеты: «Иногда думаешь: а было бы чуть больше — получилось бы по-другому. По сути, работа художника — это не только творить костюмы, но и быть классным менеджером, понимать логистику, помнить про финансовую сторону вопроса».
Работа художника по костюмам поглощает с головой, говорит Анна Баштовая, художница и автор канала «Кинокостюм для чайников», которая работала среди прочего над сериалами «Волшебный участок» и «1703»: «Когда ты берешь проект, то пропадаешь из поля зрения своих друзей, своей личной жизни. Например, мой муж знает, что если я взяла проект, то все, полгода он меня не видит, я просто живу на съемочной площадке. Очень тяжело объяснить некиношникам, что такое жить в кино — что у тебя правда нет даже часа времени просто посидеть в кафе или обняться с кем-то. Когда проект, ты занят только им, не успеваешь есть, не успеваешь спать».
По словам Анны, в этом и главный минус работы, и главный плюс одновременно: «Когда ты действительно очень любишь кино, то минусы даже не замечаешь, потому что ты просто живешь счастливую жизнь. Многие из киношников называют площадку пионерлагерем, потому что по атмосфере это очень похоже: собираетесь вместе, начинаете знакомиться друг с другом, дружить, у кого-то начинаются романы, вы превращаетесь в такую большую киносемью со своими шутками-прибаутками. Приходишь, например, в шесть утра на смену, проклиная все на свете, заходишь на площадку, пахнет кофе, осветители носятся, выставляют свои приборы, кто-то уже орет в рацию, происходит суета — и ты понимаешь: “Ух, я дома, день начался”».
Профессиональное сообщество
В Голливуде уже давно существует Гильдия художников по костюмам — большой и мощный профсоюз, горой стоящий за своих членов. В России же профессиональное сообщество кинохудожников только-только начинает формироваться. Не то чтобы раньше его совсем не было, но только недавно стали появляться группы, объединяющие работников этой отрасли — в первую очередь для защиты своих интересов. «Мы стараемся бороться за то, чтобы оплачивались переработки, чтобы все прописывалось, как у осветителей и других технических департаментов, чтобы все знали, что такой-то проект стоит столько-то. Это появилось за последние несколько лет, как я вижу, и сейчас развивается», — говорит Дарья Фомина.
По ее словам, иногда рабочая смена длится больше 12 часов и тяжелее всего приходится даже не художникам, а ассистентам и костюмерам, которые вынуждены находиться на площадке безвылазно: «Я, как художник, могу куда-то уехать, у меня график не привязан к площадке на сто процентов, а костюмеры и ассистенты работают от слов “Смена началась” до “Стоп!”, а потом еще надо собрать костюмы. Мне кажется очень важным то, что сейчас это обсуждается и уже есть прецеденты, где переработки не просто оплачиваются по словесной договоренности с продюсером, а регистрируются официально через табель к зарплате. Дела идут в гору, и это классно».