Как людям с ОКР комфортно работать и полностью раскрыть свои таланты
Когда речь идет о таких расстройствах личности, как синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), дислексия, аутизм и обсессивно-компульсивное расстройство (ОКР), большинству вспоминаются лишь негативные их проявления. Однако нейропсихологические особенности не только затрудняют человеку жизнь, но зачастую могут дать ему уникальные преимущества — например, пристальное внимание к мелочам или нестандартное мышление. О том, почему нейроотличия — это не всегда плохо и как обратить некоторые раздражающие симптомы в свою пользу рассказывают рекламист Петер Ампе и бизнес-коуч Эмили Раммант — семейная пара людей, живущих с нейродивергентными чертами, в книге «Нейроотличные: Как жить, используя сильные стороны ваших ментальных особенностей». Книга вышла в марте в издательстве «Альпина Паблишер». Inc. публикует ее отрывок.
ОКР может проявляться по-разному и с разной интенсивностью. В моем окружении довольно много легких случаев: например, один из моих самых близких друзей доверяет только тем числам, которые делятся на три. С другими числами быть беде. У моего отца имеется некий навязчивый ритуал при поедании яблок: он нарезает их, а затем подцепляет ножом дольку за долькой, начиная с нижней. Он может есть их только так и никак иначе. Возможно, боится перекусить червяком. А один из моих коллег всегда ходит на станцию одним и тем же маршрутом. Однажды ему перегородили дорогу рюкзаки отдыхающих студентов — он просто-напросто перешагнул через них, потому что вследствие его расстройства он должен был пройти именно там.
«Странное» поведение
Навязчивые мысли и действия выражаются в страхах, а также в ритуалах и суевериях. Многие спортсмены суеверны и, как следствие, несколько компульсивны в своем поведении. Люди становятся более суеверными там, где ситуация или итог непредсказуемы. Из мира футбола сразу вспоминается Йохан Кройф из голландского клуба «Аякс». Перед матчем он любил сплевывать жвачку на половину поля соперников, но однажды забыл это сделать — во время финального матча Кубка Европы 1969 года, когда его команда играла против «Милана». Как вы уже догадались, «Аякс» проиграл со счетом 4:1.
Другое суеверие связано с его номером на майке игрока. С 30 октября 1970 года Кройф играл под номером 14. Это произошло случайно: он долго отсутствовал из-за травмы паха, и футболку с закрепленным за ним номером 9 забрал
Герри Мюрен. Кройф взял свободный номер 14, и «Аякс» выиграл у «Эйндховена». С тех самых пор номер 14 был неразрывно связан с Кройфом.
Согласно исследованиям профессора Михаэлы Схипперс, 80% ведущих спортсменов (включая футболистов, хоккеистов и волейболистов) совершают суеверные действия перед матчем. Съесть перед матчем четыре блинчика, помочиться в футбольные шорты — все это и многое другое якобы может повлиять на исход матча.
Иногда в основе таких поступков лежит исключительно суеверие, магия. Среди видов спорта, насыщенных ритуальными действиями, выделяется большой теннис. Лучший испанский теннисист Рафаэль Надаль, по наблюдениям специалистов, выполняет во время теннисного матча больше десятка ритуалов. Сам Надаль отрицает, что у него обсессивно-компульсивное расстройство. По его словам, так он входит в поток. Тем не менее некоторые из его действий заслуживают внимания. Когда он встает, то каждый раз подтягивает носки на одну и ту же высоту. Кроме того, у него всегда наготове две бутылки с водой — и они всегда стоят в одном и том же положении.
Он делает глоток из обеих бутылок при каждой смене сторон. В 2014 году чешский теннисист Лукаш Росол даже попытался подколоть Надаля, слегка коснувшись ракеткой его бутылок с водой во время очередной смены, чтобы они стояли не идеально ровно. Компульсивное поведение присуще и многим другим теннисистам. У Новака Джоковича тоже есть навязчивая привычка: он бесконечно стучит мячом о корт перед подачей. Но это ничто по сравнению с дюжиной или более ритуальных действий Надаля.