От Севастополя до Галлиполи

Победы бывают разные. Русские писатели-эмигранты предлагали читателям искать духовной опоры в преодолении обстоятельств, в которые их ставил Бог. «Россия найдёт себя на крестном пути героического “белого движения”, — писал Иван Шмелёв в 1927 году. — Скажут: на пути поражения?! Скажут ненавистники и слепцы. <…> Или не знаем случаев, когда внешнее поражение обращалось в великую победу?!»
В предложенном измерении даже смерть теряла собственную силу. «Что для вечности временность гибели?» — вопрошал современников кавалерист и талантливый поэт Иван Савин. Автор «Солнца мёртвых» был прав. Белое движение на Юге России, начавшееся 2 (15) ноября 1917 года, не закончилось через три года Крымской эвакуацией.
Путь на чужбину
В период с 28 октября по 16 ноября 1920 года войска советского Южного фронта под командованием Михаила Фрунзе, имевшие многократный перевес в силах над Русской армией георгиевского кавалера, генерал-лейтенанта барона Петра Врангеля, провели две операции, овладев Крымским полуостровом. Наступательные действия красных считались выдающимися: в СССР им посвящались героическая проза, стихи, батальные полотна и кинофильмы. Но очевидный факт скрывался с трудом: уничтожить Русскую армию большевикам не удалось, за исключением массовых расстрелов десятков тысяч её солдат и офицеров, по разным причинам оставшихся в Крыму.
Победа Фрунзе оказалась неполной, а для его военспецов — более чем двусмысленной. Среди пяти командармов Южного фронта четверо служили в офицерских чинах в старой армии: позднее один погиб в тюрьме, а троих расстреляли органы НКВД. Среди установленных двадцати начдивов оказались 12 бывших офицеров: из них восьмерых расстреляли органы НКВД, а один отсидел 10 лет. Председатель Совнаркома РСФСР Владимир Ленин требовал «ни в коем случае» не допустить посадки врагов на суда. Но войска Врангеля оторвались от преследования, достигли портов и эвакуировались в Турцию, сохранив организацию, строевые кадры боевых частей и учебные заведения (военные училища — генералов Алексеева и Корнилова, Донское Атаманское, Константиновское, Кубанское генерала Алексеева, Сергиевское артиллерийское; корпуса — Крымский, 2-й Донской кадетские, Морской; Феодосийский интернат). Из состава училищ эвакуировались 169 офицеров и чиновников, 1630 юнкеров и 39 солдат; остались в Крыму 21 офицер и чиновник, 105 юнкеров и 338 солдат.
14–16 ноября из Евпатории, Севастополя, Ялты, Феодосии и Керчи 126 кораблей и судов вывезли за границу 145 693 человека, в том числе до 70 тысяч воинских чинов, включая шесть тысяч раненых и больных, а также около семи тысяч женщин и детей. В том была заслуга георгиевского кавалера, контр-адмирала Михаила Кедрова, командовавшего флотом Чёрного моря, и самого Врангеля, заботившегося о подготовке эвакуации. Войска Фрунзе пленили 52,1 тысячи солдат, офицеров и военных чиновников Русской армии. Средние оценки общего количества жертв красного террора 1920-1921 годов в Крыму колеблются в пределах 50 тысяч человек, включая гражданских лиц (для сравнения: в 1919-1920 годах белые арестовали на полуострове 1428 человек, включая 289 членов РКП(б), из них казнён 281).