Ринат Абдрахманов: Любой может создать изображение, но от этого он не станет художником
В VS Gallery открылась персональная выставка Рината Абдрахманова «Мультичеловек 2». Накануне видеоработу художника «Небесные кочевники» показали на Таймс-сквер в Нью-Йорке, а теперь ее можно увидеть в галерее фиджитал-искусства на Малой Ордынке в Москве. «Сноб» поговорил с художником, работающим под псевдонимом Rinatto L'bank, о влиянии эпохи Возрождения на его творчество, развитии цифрового искусства в России и о том, заменит ли искусственный интеллект творца.
Ваша выставка в VS Gallery создана при использовании цифровых технологий, но, кажется, вдохновлена Возрождением. Можно ли здесь найти какие-то пересечения? Есть ли в этом некая цикличность?
Думаю, что в работах, представленных на выставке «Мультичеловек 2», присутствует практически весь спектр искусства прошлого. Зритель, у которого есть определенная насмотренность, может заметить отсылки к различным направлениям в искусстве. Вдохновлялся ли я сам каким-либо течением или художником? Скорее, нет. Я стараюсь впитывать как можно больше информации, а мой уже природный интеллект, обычный, не искусственный (смеется), смешивает все эти образы и создает что-то новое. Ведь в первую очередь цель моего искусства заключается в том, чтобы быть широко понятным, гибким для зрителя, чтобы как можно больше людей могли увидеть в этом что-то знакомое и приятное. Когда зритель понимает, прочитывает изображение, он получает химические коктейли из эндорфинов и прочих вещей, которые его радуют. Радуют потому, что он что-то обнаружил, узнал, нейронные связи в голове сработали, провели по неким каналам воспоминаний или знаний.
Цикличность здесь присутствует как раз таки в вопросе жизни и смерти, в рождении и разрушении. Цикличность присутствует и в природе, и науке, и философии, и духовных практиках. Это очень интересный феномен — некий уроборос нашей жизни, где мы наблюдаем, что без замкнутого круга не может быть прогресса, не может быть движения.
Сама выставка является неким циклом возвращения к истокам. Я начинал свою работу с фотографии, где фокус был нацелен на различные точки зрения и углы обозрения человеческого тела в попытках представить какой-то новый взгляд на форму человеческого тела. В течение последних лет я делал шаги в сторону, создавал другие серии работ. И с этой выставкой я вновь возвращаюсь к теме человеческого тела, фокусируюсь на нем и пытаюсь произвести новейшие образы в контексте времени прошедшего, в контексте новых технологий. Это моя вторая персональная выставка. Первая также была сконцентрирована в основном на цифровых работах, на человеческом теле. Эта же полностью посвящена человеку и его роли в этом мире.
А в целом цифровое искусство в России — про что оно, есть ли какие-то отличительные черты?
Конечно, отличительные черты есть. Некоторые авторы используют нарративы из истории, прошлого, обыгрывают каким-то образом сказки. Но все-таки цифровое искусство — это, в первую очередь, про цифровые миры с вкраплениями, отражениями какой-то реальности, быта и культуры.