Как сказка помогает справиться с комплексами и изменить жизнь
Иван-дурак — это привлекательная самопрограммирующаяся система, а гуси-лебеди уносят на крыльях все печали. Как сказкотерапия помогает детям и взрослым, рассказывает наш эксперт.
Уникальность, да и отличие сказки от других жанров в том, что она вымышленная. Былина, эпос, миф основаны на приукрашенных реальных событиях, а вот сказка настаивает на том, что ее героев, мест действия, вроде тридевятого царства, никогда не существовало. И в этом — ее сила.
Сказка дает возможность слушателю и читателю спроецировать на себя образ любимого персонажа, оказаться в мире, где случаются чудеса, прожить эмоциональное состояние и поменять что-то в своей жизни.
Сказка или быль?
Если былина — это древний музыкальный номер, который исполнял певец-боян, то сказка — жанр разговорный. Важное качество хорошего рассказчика — использование большого количества выразительных средств, которые помогают слушателям с головой окунуться в сказочный мир, поверить в чудо и силу волшебства, которые помогают в трудную минуту.
Сказка и былина отличаются и по психологическому воздействию на слушателя. Торжественный рассказ про славные страницы истории и предков в форме былины вызывает гордость за свой народ, страну и дает веру в собственные силы. «А сказка — это способ отработать эмоции, решить личные внутренние проблемы, справиться со страхом, увидеть, как развивается личность, проходя через разные испытания: боль, предательство, утраты», — объясняет педагог-психолог МГПУ Юлия Челышева.
Сказочная коммуникация
Сказка в каждом возрасте решает свои задачи. Для ребенка слушать о приключениях героев с многочисленными подробностями, повторами, приговорами, эпитетами — прекрасный тренажер речи. Юный слушатель учится говорить образно.
Сказки могут быть простыми и понятными малышам, такие, как «Репка» или «Колобок», и более сложными, с затейливым сюжетом, как «Финист — ясный сокол» или «Сказка о царе Салтане». Но каждая несет помогает социализации. Человек со своим психологическим, социальным опытом, слушая сказку, ставит себя на место персонажей, понимает, с какими проблемами он может столкнуться, общаясь с разными людьми, и какие есть пути решения.
«Прослушивание сказки в то время, когда психотерапевтов еще не было, можно сравнить с сеансом психоанализа: когда человек не знал, как ему поступить, то другой, более мудрый, например, старший в семье или в общине, рассказывал сказку, мол было такое событие, послушай, подумай, может, найдешь решение…» — делится эксперт по сказкам.
По дорогам сказкотерапии
Родоначальником современной сказкотерапии считается Лев Выготский. Он занимался историей сказки и ее влиянием на развитие человека. На труды Выготского опирались знаменитые психоаналитики, такие как Эрих Фромм и Карл Густав Юнг.
По мнению Льва Выготского, сказка позволяет ребенку почувствовать жизнь и раскрыть творческие способности, дает возможность прожить ситуации, о которых ребенок не может рассказать, или осознать свои проблемы.
Сказкотерапия имеет много направлений, но начинается с того, что психолог на сеансе спрашивает взрослого или ребенка о его самой любимой сказке
Одно название будет показателем того, о чем человек мечтает, что его беспокоит. Обсуждаются любимые герои и те, кто вызывает страх или чувство неприязни.