Миллионы за поэму: как устроен рынок книжного антиквариата
С приходом цифровой эпохи коллекционирование редких бумажных книг кажется занятием еще более увлекательным и прибыльным. Вместе с экспертом разбираемся, что нужно знать о рынке книжного антиквариата и как правильно в него инвестировать.
Собиратели раритетных книг существовали в нашей стране с давних времен: многие наверняка хотя бы раз слышали о легендарной библиотеке Ивана Грозного. Книжные аукционы возникли в России в XVIII веке, а на рубеже XIX и XX веков эта отрасль получила бурное развитие — увы, для того лишь, чтобы после революции впасть в кризис и впоследствии оказаться под контролем советского правительства.
Строго говоря, открытых аукционов в СССР не было в принципе: их заменила государственная система букинистических магазинов. Библиофилы и обладатели обширных библиотек по-прежнему существовали: выпускались даже справочники с указанием их имен. Однако купить по-настоящему редкую книгу можно было зачастую лишь благодаря связям: самые интересные экземпляры, попадавшие в отделы с букинистикой, откладывались и продавались из-под полы.
«Существовал, конечно, и черный рынок, на котором особенно ценились, в частности, поэтические сборники: Цветаева, Ахматова, Пастернак, — рассказывает Сергей Бурмистров, генеральный директор аукционного дома "Литфонд", вице-президент Гильдии антикваров-книжников, эксперт Министерства культуры РФ. — По номиналу книга могла стоит 10 руб., а на черном рынке ее продавали за 100–150».
По словам Сергея, книжные аукционы в более или менее современном виде в России заработали в конце 80-х годов. На рынок выплыло огромное количество библиотек, и именно тогда начали формироваться реальные цены. Это сейчас мы можем найти в интернете информацию практически о любом лоте. В советские времена, чтобы понять, редкая перед тобой книга или нет, нужно было перелопатить массу специализированной литературы.
Более того, в СССР справочники с ценами в букинистические магазины, что называется, «спускались»: стоимость книг уравнивали приказом сверху. В наши дни рынок тонко чувствует разницу между старым изданием «Евгения Онегина» — зачитанным до дыр, лишенным страниц или обложки — и экземпляром в роскошном переплете из добротной, с любовью собиравшейся библиотеки. Коллекционеры хотят самостоятельно судить о ценности того или иного издания, а продавцы — получать выгоду. В результате полки в отделах букинистики все реже пополняются раритетами, а вот аукционы, наоборот, расцветают.
Почему одна книга стоит тысячи, а другая — миллионы
Как правило, книги поступают на аукционы из трех источников: от профессиональных дилеров, которые разбираются в антиквариате и выкупают предметы у населения для перепродажи; от владельцев или наследников библиотек; и, наконец, от обычных людей, в руки которым порой по чистой случайности попадают подлинные реликвии.
Разброс цен на антикварные и просто редкие книги, а также на автографы и рукописи очень велик. Например, на торгах, проводившихся аукционным домом «Литфонд» 18 апреля, научно-популярный труд «О влиянии одежды, пищи и напитков на здоровье человека» ушел за скромные 6 тыс. руб., а первая отдельная публикация романа Ивана Тургенева «Дым» — за куда более солидную сумму: 110 тыс. руб. Абсолютный же рекорд на территории России пока принадлежит прижизненному изданию поэмы Велимира Хлебникова «Ладомир» с автографом автора: на аукционе в 2016 году при эстимейте в 1,5–1,6 млн руб. она была продана за 18 млн руб.