Как розовый стал воплощением гендерных стереотипов

ForbesИстория

Из мужского гардероба — в одежду для Барби: как розовый стал женским цветом

В 1920-х годах клиенты американских универмагов спорили о том, для кого выбирать розовую одежду — для девочек или для мальчиков. Сегодня вещи, игрушки и другие товары розового цвета считаются по умолчанию женскими, но такая ассоциация сложилась только в середине XX века. Forbes Woman рассказывает, как розовый стал воплощением гендерных стереотипов

Диана Иванова

Кадр из фильма «Барби»

Розовый — для мальчиков

«Если вы посмотрите на изображения эпохи Возрождения, вы увидите городские пейзажи, на которых гордо шествуют многочисленные мужчины в розовых одеждах, а также святых-мужчин, изображенных в розовом, что символизирует их положение», — говорит доктор Кэтрин Ковеси из Школы исторических и философских наук в интервью для Мельбурнского университета. Розовый краситель был крайне дорогим, поэтому позволить себе одежду такого цвета могли только мужчины высших сословий.

Во второй половине XVIII века и в первые годы XIX века розовый цвет нередко встречался в мужском гардеробе. Австрийский князь Шарль Жозеф де Линь и вовсе прославился как «розовый принц» — он активно использовал этот цвет (который к тому же был фамильным цветом де Линей) в интерьере и одежде.

Портрет Генри Фиеннса Пелэм-Клинтона, графа Линкольна, Гейнсборо Дюпон, вторая половина XVIII века

Времена менялись, и на рубеже XIX и XX веков розовый больше не воспринимался как изысканный: близкий к телесному, он стал считаться практичным. Женщины видели в нем цвет, подходящий для нижнего белья, а мужчины к тому времени давно отказались от разнообразия цветов в одежде. Тогда же некоторые магазины начали предлагать детскую одежду цветов, «соответствующих полу».

До начала XX века родители выбирали для детей одинаковые белые платья вне зависимости от пола. «Одежда, различаемая по половому признаку, считалась неподходящей для маленьких детей, чья асексуальная невинность часто упоминалась как одна из их главных прелестей», — упоминала историк Джо Паолетти в своей книге Pink and Blue: Telling the Boys from the Girls in America. Также белую одежду можно было передавать от сестры к брату и от брата к сестре — далеко не у всех родителей были средства для того, чтобы одевать детей по-разному.

«Чистый белый цвет используется для всех младенцев. Если требуется другой цвет, то голубой — для девочек, а розовый — для мальчиков», — заявлял американский журнал Ladies Home Journal в 1890 году. В 1918-м тот же Ladies Home Journal определял «половую принадлежность» цветов уже более категорично: «Общепринятое правило: розовый цвет — для мальчиков, а голубой — для девочек. Причина в том, что розовый, как более «решительный» и насыщенный цвет, больше подходит мальчикам, а голубой, более нежный и изящный, больше подходит девочкам». Но единого мнения о том, какой цвет для мальчиков, а какой — для девочек, в обществе не было. Согласно опросу, проведенному журналом Time в 1927 году, в Бостоне, Кливленде, Новом Орлеане и Чикаго клиенты крупных универмагов выступали за розовый для мальчиков, а голубой — для девочек. В то время как в Филадельфии и на Манхэттене все было наоборот.

«Если говорить про нашу страну, то у нас в советское время новорожденных мальчиков обвязывали голубой лентой, а девочек — розовой еще из-за традиции XVIII века, так как эти ленты символизируют ордена двух святых: Андрея Первозванного на голубой ленте и святой Екатерины — на красной. Такими раньше награждали новорожденных членов императорской фамилии при крещении», — объясняет в разговоре с Forbes Woman историк моды и искусствовед Григорий Катаев.

Одной из главных причин популяризации гендерного разделения цветов стала «революция цвета» в рекламе XX века: маркетологи пришли к мнению, что цвет — это мощный инструмент влияния на потребителя. Развитие технологий производства красителей помогло расширить предложение товаров. «Послевоенный бэби-бум создал огромный рынок детских товаров. В западных странах, в первую очередь в США, производители, маркетологи и реклама по сути закрепили это гендерное маркирование цветов, поскольку оказалось, что продавать «розовые» и «голубые» товары стало очень выгодно. Результат так называемой революции цвета 1950-х годов — в моду вошли розовый, бирюзовый и желтый, которые олицетворяли оптимизм и благополучие послевоенного периода», — объясняет в разговоре с Forbes Woman доктор социологических наук и ведущий научный сотрудник Социологического института РАН Жанна Чернова. Цветовое разделение было популярно не только в США, но и других странах, например в Нидерландах, Франции, России, Великобритании и Испании.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Первый кадр Первый кадр

Итак, перед вами отцы-основатели некоторых жанров кино

Men Today
Под напряжением! Под напряжением!

История нашей героини, которая выбрала «неженскую» профессию

Лиза
100 самых сексуальных женщин страны 100 самых сексуальных женщин страны

100 самых сексуальных женщин страны

Maxim
Какие технологии позволяют соблюдать ESG-принципы Какие технологии позволяют соблюдать ESG-принципы

Как ESG-технологии помогают повышать производительность бизнес-процессов

РБК
На свою голову На свою голову

Пудра, воск и антифриз: гид по современному стайлингу

Лиза
Как долго человек может задерживать дыхание? Хорватский фридайвер побил все рекорды Как долго человек может задерживать дыхание? Хорватский фридайвер побил все рекорды

Те две минуты, на которые можно задержать дыхание под водой, — это предел?

ТехИнсайдер
Галлиполийский крест Галлиполийский крест

В 1920 году требовалось воссоздать не только Русскую армию, но и её дух

Дилетант
Фармкомпании поддержали врачей Фармкомпании поддержали врачей

Международные фармкомпании почти на четверть нарастили выплаты медорганизациям

Ведомости
Все это время вы не понимали свою кошку: 5 популярных мифов, в которые вы до сих пор верите Все это время вы не понимали свою кошку: 5 популярных мифов, в которые вы до сих пор верите

Хорошо ли вы знаете свою кошку?

ТехИнсайдер
Как запустить посудомоечную машину первый раз — инструкция и советы Как запустить посудомоечную машину первый раз — инструкция и советы

Как правильно запускать посудомоечную машину первый раз?

CHIP
Алексей Маслов: «Для Китая Россия — это прежде всего точки продаж» Алексей Маслов: «Для Китая Россия — это прежде всего точки продаж»

Как развиваются связи РФ и КНР и чего ждать в будущем

РБК
Быстрее, выше, сильнее: как спорт становится одержимостью и действительно ли фитнес-культура мешает нам полноценно жить Быстрее, выше, сильнее: как спорт становится одержимостью и действительно ли фитнес-культура мешает нам полноценно жить

Как часто мы злоупотребляем спортом и злоупотребляем ли вообще

Правила жизни
Диета одного дня Диета одного дня

Сутки в неделю без животных продуктов – в чем польза

Лиза
Что такое камера на полосу и что она фиксирует Что такое камера на полосу и что она фиксирует

О чем фраза «Впереди камера на полосу» из автомобильных навигаторов?

РБК
Чем закусывать Jagermeister Чем закусывать Jagermeister

Копченое, кислое и сладкое — чем закусывать немецкую знаменитую настойку?

Maxim
История таинственного проекта Cicada 3301, серии запутанных головоломок, опубликованных в интернете без объяснений История таинственного проекта Cicada 3301, серии запутанных головоломок, опубликованных в интернете без объяснений

Cicada 3301: кто и зачем публиковал эти загадки?

ТехИнсайдер
Почему даже умные люди попадаются на маркетинговые ЗОЖ-уловки Почему даже умные люди попадаются на маркетинговые ЗОЖ-уловки

Почему мы так верим «оздоровительному» контентому?

ТехИнсайдер
Тысячи сомиков-шмелей вскарабкались по водопадам Тысячи сомиков-шмелей вскарабкались по водопадам

Почему южноамериканские сомики-шмели необычно ведут себя у водопадов

N+1
10 фильмов, которые помогут проститься с летом и настроиться на осеннее настроение 10 фильмов, которые помогут проститься с летом и настроиться на осеннее настроение

Фильмы, которые идеально подходят для прохладных дождливых вечеров

Правила жизни
Редкоземельные металлы извлекут из отвалов Редкоземельные металлы извлекут из отвалов

Что мешает переработке промышленных отходов с извлечением ценных компонентов?

Монокль
Самый умный Самый умный

Топ-10 приложений, которые помогут детям лучше учиться

Лиза
Кто живет на чердаке Кто живет на чердаке

Как оформить квартиру в стиле лофт, не ломая стены

Лиза
Почему свистит ремень генератора и как его проверить Почему свистит ремень генератора и как его проверить

Свистит ремень генератора: что делать и как проверить

РБК
Почему телефон долго заряжается: 8 самых популярных причин Почему телефон долго заряжается: 8 самых популярных причин

Все случаи, следствием которых может стать медленная зарядка аккумулятора

CHIP
Бидермейер нашего времени Бидермейер нашего времени

Искусство правого поворота в венском музее

Weekend
Снова в книгу Снова в книгу

Погружение в философию, беглый взгляд на историю, развенчание социологии

Weekend
Почему дети не понимают эмоции взрослых Почему дети не понимают эмоции взрослых

Ученые выяснили, почему дети часто неправильно интерпретируют эмоции взрослых

ТехИнсайдер
Нейробиолог назвал привычку, объединяющую гениев. А у вас она есть? Нейробиолог назвал привычку, объединяющую гениев. А у вас она есть?

Настоящий прорыв мысли начинается в тишине и одиночестве

Maxim
Биологи прочитали геном вымерших японских морских львов Биологи прочитали геном вымерших японских морских львов

Генетики проанализировали ДНК вымерших японских морских львов

N+1
Геометрия роскоши Геометрия роскоши

Как художник Эрте сформировал стиль Harper’s Bazaar и отточил каноны ар-деко

Вокруг света
Открыть в приложении