Реформы и фасоны
Перечислять начинания Петра, втягивавшего Россию в Европу, можно до бесконечности. Однако мало кто помнит, что проводившаяся царём европеизация страны началась с внешнего вида россиян. Затеянная и настойчиво проводившаяся Петром костюмная реформа стала своего рода декларацией о намерениях молодого государя в области как внешней, так и внутренней политики.
Вводя в 1698 году непривычный для россиян обычай брить бороду, Пётр не просто пытался приблизить облик соотечественников к близкому его сердцу облику обитателей Немецкой слободы, насадить европейскую моду, но недвусмысленно давал понять, что прежней жизни уже не будет. Серьёзность намерений государя подкреплялась символическим жестом — собственноручным публичным бритьём бород «близкому кругу». Первым, как считается, подставил свою бороду под ножницы князь Алексей Семёнович Шеин. Однако далее запрет на ношение бород распространился на все сословия без исключений.
Послабления были сделаны позже, в 1705 году, когда появился указ «О бритье бород и усов всякого чина людям...», согласно которому попы и монахи, а также крестьяне (в пределах своих деревень) освобождались от необходимости скрести подбородки, все же остальные должны были выкупать право на бороду, причём за немалые деньги. Дворянам борода стоила 600 рублей, купцам — 100, слуги должны были платить 30 рублей в год за право не бриться, и даже крестьяне при въезде в города обязаны были вносить две деньги, то есть одну копейку. Знаком уплаты пошлины служил медный бородовой жетон.
Костюмная реформа Петра была последовательной. В конце августа 1699 года царский указ запретил старый русский костюм. Преимущества европейского платья были очевидны: более короткое, лёгкое, удобное, оно было лучше приспособлено для активной жизни. В январе 1700 года всем — боярам, дворянам, купцам и слугам — было велено «на Москве и в городах» носить «венгерские кафтаны». Для дам европейское платье вводилось с 1 января 1701 года. В декабре 1701 года новый указ вводил «немецкое платье