Шоу начинается...
Бродвей - не только улица, которая берет начало у причалов Гудзона, тринадцать миль тянется по Манхэттену и теряется где-то на северных окраинах Нью-Йорка. Бродвей - это целая Вселенная с вечным сиянием огней и суперпопулярными мюзиклами...
О самой старой улице Нью-Йорка впервые упоминается в 1642 году. Но прообраз Бродвея существовал еще в те времена, когда на Американский континент не ступала нога белого человека. Здесь в узкой лощине петляла тропа индейцев алгонкинов, проложивших ее сквозь густые леса. Когда местность заселили голландцы, «...у дикарей куплен остров Манхаттес за шестьдесят гульденов», — сообщал один из негоциантов в Вест-Индскую компанию, тропа превратилась в главную дорогу острова. Она связывала два первых европейских поселения: Гарлем на севере и Новый Амстердам на юге. На южном побережье колонисты развернули торговлю скотом. Быки, которых гнали на продажу к океану, протоптали широкую просеку, голландцы назвали ее Breede weg — «Широкий путь». В 1667 году Манхэттен отошел к Англии, и название просто дословно перевели на английский. Так появился Бродвей — Broad way.
Со временем «Широкий путь» сконцентрировал в себе историю города. Нужно прошагать его весь, наблюдая смену лиц и настроений, чтобы понять характер Нью-Йорка. Но редкий турист способен преодолеть за один день хотя бы четверть Бродвея — общая длина его составляет пятьдесят три километра (только в границах Нью-Йорка он тянется двадцать четыре). Среди ровных «стритов и авеню» он один, по выражению Владимира Маяковского, «своенравно и нахально прет навкось», изгибаясь и бесцеремонно ломая четкую планировку Манхэттена. Начинаясь от парка Боулинг-Грин, самая длинная улица Нью-Йорка бежит через весь остров, пересекает Бронкс и за чертой города устремляется вдоль предместий до самого Олбани — столицы штата Нью-Йорк.
Бродвей всегда считался самой респектабельной улицей Большого яблока. Неудивительно, что именно его осветили первым — тусклые газовые фонари заменили на электрические. Случилось это вечером двадцатого декабря 1880 года. Вскоре море огней буквально затопило Бродвей, и теперь его называли Великий белый путь.
Здесь в середине позапрошлого столетия появились первые театры, однако настоящий бум пришелся на конец XIX — начало XX века. В тот период на Бродвее и прилегающих улицах строилось и перестраивалось множество театров. Их владельцы, стремясь перещеголять друг друга, не жалели денег на просторные фойе с широкими парадными лестницами и зеркалами, на зрительные залы, украшенные позолотой и огромными люстрами. Ныне самым старым бродвейским театрам присвоен статус исторических мест, а отрезок Манхэттена между Шестой и Восьмой авеню, включая Таймс-сквер, принято называть Театральным кварталом Нью-Йорка.
Бродвейские театры традиционно создавались на коммерческой основе — от количества посетителей напрямую зависит доход труппы, к слову, не постоянной. Каждый раз нанимаются новые актеры, да и число театров на Великом белом пути меняется — сегодня их насчитывается сорок один.
Заполучить свое шоу на Бродвее почитают за честь лучшие продюсеры, режиссеры, композиторы, хореографы и артисты всего мира. Однако постановка здесь — дело рискованное. Нередки случаи, когда шоу закрывалось буквально через неделю. Впрочем, некоторые идут годами. Так, одним из самых долгоиграющих на Бродвее стал знаменитый мюзикл «Чикаго». История преступлений, коррупции и жажды славы уже более двадцати лет собирает полные залы в театре «Амбассадор».
Разумеется, сорок одним бродвейским театром Нью-Йорк не ограничивается. Существуют их собратья и за пределами Бродвея, точнее — за пределами Театрального квартала. Их принято называть Оff-Broadway. Это сценические площадки вместимостью от ста до четырехсот девяноста девяти посетителей. Имеются и «вне-вне-бродвейские» — Оff-Off-Broadway — крошечные театральные студии на сто и менее посадочных мест. Они могут давать спектакли в обычном кафе, квартире или подвале, где расставлены стулья для пары десятков зрителей и сцена отсутствует вовсе. Публике представляют экспериментальные и любительские постановки. Цены на билеты — чисто символические.