Женщины Девятой улицы: как пять американок изменили современное искусство
Профессия художника в начале XX века в США не считалась престижной. Со временем ситуация кардинально изменилась — и не последнюю роль в этом сыграли женщин-художницы.
В 20-е годы XX века в Америке женщины могли голосовать и стали преуспевать в таких сферах как медицина, юриспруденция и писательство. Но для тех из них, кто хотел стать профессиональным художником, дверь была закрыта. Америка хотела видеть своих граждан тяжело трудящимися, а не витающими в облаках. Что помогло сломать стереотип и кто эти герои, изменившие отношение к искусству? Писатель, финалист Пулитцеровской премии Мэри Габриэль рассуждает о роли пяти женщин-художников в трансформации абстракционизма с 1920-х до начала 1960-х годов. Первый том книги «Женщины Девятой улицы. Ли Краснер, Элен де Кунинг, Грейс Хартиган, Джоан Митчелл и Хелен Франкенталер: пять художниц и движение, изменившее современное искусство» выходит в октябре в издательстве «Манн, Иванов и Фербер». Forbes Woman публикует отрывок о подготовке художниц к выставке, которая их объединила.
На Девятой улице работало что-то вроде приветственного комитета, состоявшего из Кастелли, Виллема де Кунинга, Франца Клайна и других художников постарше и инициаторов выставки. В наскоро обустроенной галерее они принимали и утверждали представляемые на выставку работы. Каждому художнику было позволено принести только одно произведение; их также настоятельно просили выбрать работы поменьше для экономии места. В конечном итоге для выставки отобрали полотна 72 художников, в том числе пяти женщин. Им было суждено сыграть ключевые роли в новом движении в живописи, зародившемся в Нью-Йорке.
Редактор журнала ArtNews Том Гесс, известный критик и поклонник этой немногочисленной группы, назвал этих женщин «сверкающими амазонками, появившимися в расцвет американской живописи». Они и правда были сильными и смелыми, как амазонки: истинные первопроходцы и на художественном поприще, и на социальном. Ли Краснер, ветеран этой группы, прислала картину на выставку из Лонг-Айленда, где усиленно готовилась к персональной выставке, намеченной на предстоящую осень. Это была ее первая экспозиция за 16 лет, которой художница профессионально занималась живописью.
Независимая, сильная и в высшей степени политизированная, Ли вступила на этот путь в конце 1930-х гг. Благодаря своим авангардистским произведениям, безусловной лидерской роли в сообществе деятелей искусства и потрясающей способности чуть ли не с первого взгляда распознавать великие работы она считалась одним из передовых художников Нью-Йорка. Многие утверждали: у Ли самый зоркий глаз в стране, она лучше всех оценивает перспективы новых произведений. Но с тех пор, как в 1942 г. она начала жить со своим будущим мужем Джексоном Поллоком, ее творчество, да и, в сущности, вся жизнь, оказалось в глубокой тени его таланта и славы. Ли Краснер — художница практически исчезла с горизонта. Коллеги перешептывались, что она вообще перестала писать, что Джексон запретил ей. Все это было неправдой. Ли продолжала работать. Просто близорукий мир искусства этого не видел.
«В те времена вокруг ее творчества скопилось столько ненужной чепухи, что ей пришлось приложить немалые усилия, чтобы переместиться в чистый центр и заниматься живописью ради самого искусства, — написал о Ли несколько лет спустя драматург Эдвард Олби. — А назывались эти груды мусора «художница» и «жена художника».